Для повышения качества подготовки специалистов, сегодня наряду с сообщением определенных программных сведений, необходимо более активно осуществлять управление процессом получения и усвоения знаний студентами, особенно при их практической деятельности и самостоятельной работе.
Определенный вклад в решение этой задачи вносят разработанные методические указания по практическим работам и по самостоятельной работе студентов. Проведение практических и семинарских занятий предполагает использование комплексного подхода к методике преподавания дисциплины, который включает в себя проверку теоретических знаний и организацию работы студентов в малых группах либо индивидуально.
Самостоятельная работа студентов включает выполнение текущих заданий по темам учебной дисциплины «Экологические основы природопользования», подготовку к семинарам и практическим занятиям, а также самостоятельное изучение следующих документов:
- Закона Российской Федерации об охране окружающей природной среды.
- Основных природоохранных законов РФ, природоресурсного законодательства – “Водный кодекс”, “О недрах”, “Лесной кодекс”, ”Об экологической безопасности”.
Кроме того, в учебном плане предусмотрены различные формы организации практической самостоятельной работы студентов, такие как – написание эссе, отзывов, рефератов, подготовка презентаций, разработка плаката и проектов.
В рефератах, проектах студенты проводят анализ статей в научных журналах, технической литературе, в сети Интернет на заданную тему. При выполнении реферата, проекта, презентации у студентов развиваются навыки самостоятельной работы с литературными источниками при решении поставленных задач. Вырабатываются умения самостоятельно осмыслить и выделить основные фрагменты по заданной теме, излагать изучаемый материал в краткой по объему и емкой по содержанию форме.
В данных методических указаниях после описания практических занятий приводится задания и требования к содержанию самостоятельной работы к каждому разделу учебной дисциплины, согласно тематическому плану.
Для оценивания результатов работ студентов к каждой практической работе разработаны оценочные листы, позволяющие конкретизировать предъявляемые преподавателем требования к каждой работе и достичь прозрачности и объективности оценки.
Можно отметить, что все представленные формы организации самостоятельной работы студентов позволяют упорядочить и привести в систему практическую деятельность и самостоятельную работу студентов, что в свою очередь является одним из условий эффективной организации учебного процесса в структуре современного образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УД «Экологические основы природопользования»
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ |
Введение. Основные аспекты охраны природы |
Раздел 1.Особенности взаимодействия общества и природы |
Тема 1.1. Природоохранный потенциал. |
Практическая работа № 1. Написание Эссе на заданную экологическую тему |
Самостоятельная работа: Разработка эко-плаката |
Тема 1.2. Глобальные проблемы человечества |
Экскурсия в Ботанический сад |
Самостоятельная работа: Подготовка к семинару по теме «Энерго – и ресурсосбережение» |
Тема 1.3. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Классификация природных ресурсов. |
Семинарпо теме «Энерго- и ресурсосбережение». |
Самостоятельная работа:Подготовка к дебатам по экологическим проблемам современности |
Тема 1.4. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Экология Урала. |
Практическая работа № 2. «Дебаты по экологическим проблемам современности» |
Самостоятельная работа:Написание отзыва по фильму на экологическую тему |
Раздел 2. Окружающая среда и здоровье человека |
Тема 2.1. Экологически опасные вещества в быту |
Тема 2.2. Питание и здоровье. Здоровый образ жизни как условие сохранения здоровья |
Практическая работа № 3. «Выявление опасных факторов в питании (в быту)». |
Тема 2.3. Ландшафт как фактор здоровья. Природоресурсный потенциал РФ. Охраняемые природные территории |
Самостоятельная работа:Подготовка рефератов. Работа над проектом «Разработка ландшафта» |
Раздел 3.Экология и профессиональная деятельность. |
Тема 3.1. Экологическое состояние рабочего места. |
Самостоятельная работа:«Проектирование идеального с точки зрения экологии рабочего места студента». |
Тема 3.2. Экологичность материалов, используемых в профессиональной сфере. |
Практическая работа № 4:«Создание моделей одежды из экологически чистых материалов». |
Самостоятельная работа:«Проектирование идеального с точки зрения экологии костюма». |
Раздел 4.Правовые и социальные вопросы природопользования |
Тема 4.1.Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций |
Практическая работа № 5: Изучение ФЗ в области охраны природы |
Тема 4.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. |
Практическая работа №6: Ответственность предприятий за нарушение экологического состояния окружающей среды. Решение задач – экологических ситуаций. |
Самостоятельная работа: Изучение нормативных документов. Подготовка рефератов, презентаций и проектов к защите на зачетном занятии |
Рубежная аттестация: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ |