Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб

Социальная служба - это система социальных мер, а так­же реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизнен­ной ситуации и побуждению граждан к активной самопомо­щи в ее преодолении.

Правовой основой, регламентирующей деятельность учреж­дений, предприятий социальных служб, является федераль­ный закон «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации», вступивший в действие в де­кабре 1995 г.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психоло­го-педагогических, правовых услуг, осуществлению социаль­ной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В систему служб, осуществляющих социальное обслужи­вание, входят:

- государственные (федеральные, региональные);

- муниципальные (местные);

- смешанные (государственно-общественные);

- частные и службы других форм собственности.

К основным видам социального обслуживания относятся:

- материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

- социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;

- предоставление временного приюта;

- консультативная помощь по различным направлениям;

- реабилитационные услуги и т.д.

Несмотря на кажущееся разнообразие учреждений социального обслуживания и различие названий, всех их мс условно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенного территориального формирования или любой территориально-админи­стративной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т.п.)- Находясь максимально близко к месту жительства людей, они преследуют цель оказывать первичную социальную поддержку всем нуждающимся, обратившимся за помощью»

Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где, как правило, имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи.

Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно нести территориальные центры социальной помощи семье детям, дома милосердия, комплексные центры социально обслуживания и др.

К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (паям люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т.п.) или оказывающие специфические услуги правового, психолого-педагогического, медицинского характера. К ним относятся:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- социальные приюты для детей и подростков;

- центры экстренной социальной помощи по телефону;

- центры (отделения) социальной помощи на дому;

- дома ночного пребывания;

- специальные дома для одиноких престарелых;

- стационарные учреждения социального обслуживания;

- геронтологические центры и др.

Важную роль играют стационарные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты; детей с физическими недостатками.

Одной из новых организационных форм социального об­служивания является развитие сети специальных жилых до­мов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соот­ветствии с примерным положением о специальном доме для одиноких пожилых людей этот дом предназначается для по­стоянного проживания одиноких граждан, а также супружес­ких пар, которые сохранили полную или частичную способ­ность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных по­требностей. Как правило, жильцами таких домов становятся те, кто заключил договор на передачу своего жилья государ­ству.

Основная цель создания таких домов - обеспечение благо­приятных условий проживания и самообслуживания; предо­ставление социально-бытовой и медицинской помощи; созда­ние условий для активного образа жизни, в том числе по­сильной трудовой деятельности.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в пол­ном размере. Они имеют право на первоочередное направле­ние в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого ком­плекса социальных проблем престарелых граждан.

Общепрофильные и специализированные социальные служ­бы и учреждения, как правило, имеют юридический статус, собственную материальную базу, счет в банке, их деятель­ность регламентируется уставом, разрабатываемым с учетом типовых положений. Они создаются, реорганизуются и лик­видируются местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами социальной за­щиты населения, а их структурные подразделения - решени­ем директора центра.

Структуру таких центров можно представить в виде от­дельных модулей, набор которых зависит от конкретных об­стоятельств, места, времени, ресурсов. Модули могут заме­няться или дополняться новыми по мере необходимости, из­менения потребностей в социальных услугах их клиентов.

Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию и оплату труда работни» ков.

Источниками финансирования социальных служб являются:

- нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;

- поступления из Фонда социальной поддержки населе­ния за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

- средства из Федерального бюджета на выполнение ус­тавных задач и целевых программ;

- финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и район­ных программ;

- дополнительные средства из областного и местного бюд­жетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

- доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

- доходы от приватизации государственной собственнос­ти, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муници­пального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

- благотворительные пожертвования и взносы предприя­тий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.

Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от с: ей коммерческой деятельности или быть на смешанном финансировании.

Экономические функции служб определяются положени­ем об их деятельности. Так, в соответствии с примерным положением (Минсоцзащиты от 14 августа 1994 г.) в террито­риальных центрах социальной помощи семье и детям предус­мотрено создание отделений социально-экономической помощи. В их функции входит:

- содействие в получении льгот, пособий, компенсаций других выплат, материальной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;

- организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-про­даж, вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);

- консультирование по вопросам самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных промыслов;

- содействие в вопросах занятости, устройства на курсы переподготовки;

- социально-экономический патронаж многодетных, не­полных, малообеспеченных семей, экономическая поддерж­ка выпускников детских домов и школ-интернатов на началь­ном этапе самостоятельной жизни до достижения ими совершеннолетия и материальной независимости и т.п.

План работы — это обязательный для исполнения адрес­ный документ, который предусматривает комплекс меропри­ятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам вы­полнения работ, относящихся к сфере социального обслужи­вания и социальной поддержки населения.

План работы может быть комплексным или целевым по отдельным проблемам, в зависимости от сроков исполнения - перспективным (на один год и более длительный срок) и текущим (на месяц, квартал).

Особенностью плана работы социальной службы (центра) является то, что границы его действия совпадают с граница­ми административно-территориального деления и то, что орган управления (районные, городские отделы или управления социальной защиты населения) является организационным звеном в структуре местной администрации.

Поэтому план работы социальной службы (центра) имеет самостоятельное значение, но в то же время является состав­ной частью местной программы социальной защиты населе­ния и направлен на ее реализацию.

Разработка плана начинается с анализа социально-эконо­мических и демографических процессов, происходящих на территории (район, город, село и др.). На этом этапе выявля­ются тенденции, диспропорции, узкие места в экономичес­ком и социальном положении населения, определяются при­оритетные направления на предстоящий плановый период.

На основании данного анализа формируется концепция (основные направления) долгосрочного развития социальной службы (центра) и ее. работы. Затем разрабатываются цели и задачи, производится предварительная оценка ресурсных за­трат, разрабатывается структура перспективного, текущего планов службы и ее подразделений.

После этого определяются программные мероприятия, ис­полнители, уточняются необходимые ресурсы. Мероприятия, включенные в план работы, должны быть увязаны с требова­ниями Положения (Устава) о службе (центре) социального обслуживания населения. Разработанный проект плана согла­совывается с вышестоящими органами, заинтересованными службами и предприятиями. План может рассматриваться на попечительском совете, собрании трудового коллектива или расширенном производственном совещании. Утверждается план директором службы (центра), после чего становится до­кументом, обязательным для исполнения. План должен быть доведен до каждого исполнителя.

Важнейшим условием успешной реализации плана являет­ся действенная система контроля. Руководителю службы необ­ходимо систематически анализировать и подводить итоги вы­полнения плана, его отдельных разделов на планерках и сове­щаниях, оценивать результативность мероприятий на основе вопросов, анкетирования, социологического исследования и т.д.

Структура перспективного плана работы центра социаль­ного обслуживания населения на год может быть примерно следующей:

I. Организационная работа.

II. Основные виды социального обслуживания.

III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания.

IV. Контроль за деятельностью по социальному обслужи­ванию,

К плану могут прилагаться мероприятия всех структур­ных подразделений центра, отдельных комиссий, целевые программы. На основе перспективного формируется план-сетка на каждый месяц, квартал или полугодие, который является одной из форм контроля. Таким образом, рациональная дея­тельность по разработке, осуществлению и контролю за вы­полнением плана будет служить залогом повышения эффек­тивности социального обслуживания и способствовать успеш­ному решению задач, стоящих перед социальной службой.

Наиболее детально структура перспективного плана рабо­ты может быть представлена на примере деятельности цент­ра социального обслуживания населения.

I. Организационная работа:

1) разработка и принятие нормативных актов и других документов, связанных с работой центра и его структурных подразделений: положений о работе ЦСО, комплексных со­циальных программ и др.;

2) управление центром: делопроизводство, формирование банка данных по всем категориям населения, собрания, пла­нерки, семинары; использование достижений науки и прак­тики.

П. Развитие основных видов социального обслуживания:

1) предоставление материальной помощи: денежной, на­туральной; предоставление специальных технических средств для инвалидов;

2) организация социального патронажа на дому: выявле­ние и учет клиентуры, определение перечня платных и бес­платных социально-бытовых услуг и расширение их ассорти­мента и ареала;

3) предоставление временного проживания;

4) организация дневного пребывания для одиноких пожи­лых людей. Предоставление социально-бытового, медицинс­кого, культурного и иного обслуживания в отделении дневно­го пребывания;

5) консультативная помощь: телефон доверия, психолого-педагогическая, социально-экономическая, правовая, меди­ко-социальная и др.;

6) реабилитационные услуги в мастерских, комнатах пси­хологических разгрузок и т.п.

III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания:

1) имущественное обеспечение центра: создание подсобно­го хозяйства; приобретение необходимого оборудования, транс­порта, техники; строительство, ремонт, реконструкция и т.д.;

2) финансовое обеспечение: составление смет расходов бюджетных поступлений; привлечение внебюджетных поступ­лений от проведения благотворительных мероприятий; обра­щение за материальной помощью к предприятиям, организа­циям, фондам и т.д.;

3) хозяйственная деятельность: создание и функциониро­вание собственных или совместных предприятий и производ­ственных служб; организация внутрихозяйственной деятель­ности;

4) кадровое обеспечение: комплектование кадрами в соот­ветствии со штатным расписанием; проведение учебы и атте­стации, конкурсов на лучшего по профессии, разработка и реализация форм морального и материального стимулирова­ния работников; реализация материальных и других льгот для работников, непосредственно оказывающих эти услуги и организующих эту деятельность;

5) льготы по налогообложению в сфере социального обслу­живания: внесение предложений в местные органы самоуправления.-

IV. Контроль за деятельностью по социальному обслужи­ванию:

1) контроль за предоставлением социальной помощи и услуг;

2) контроль за деятельностью работников центра (заслу­шивание отчетов, проведение опроса мнения клиентов, рей­дов-проверок и т.д.);

3) контроль за выполнением планов работ центра и его структурных подразделений;

4) подготовка письменного и других отчетов, цифровых данных анализа и других документов о деятельности центра; изучение предложений, заявлений, жалоб граждан.

Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важней­шим элементом организационно-экономического механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граж­дан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эф­фективности их функционирования.

В то же время экономическая эффективность деятельнос­ти социальных служб в решающей степени зависит от орга­низации их деятельности, профессионализма кадров, мате­риального и морального стимулирования работающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: