ТЕМА VII. Сущность и философская оценка познавательных способностей человека

1. Чувственное познание.

2. Абстрактное познание (абстрактное мышление).

3. Интуитивное познание.

Научное мышление как метод познания мира. Предметная содержательность метода. Диалектика как логика теоретического мышления и учение о развитии. Закономерности развития и принципы диалектического мышления. Специальные, общенаучные и универсальные методы в науке. Приемы научного мышления (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, наблюдение, эксперимент). Сущность метода гипотезы. Особенности всеобщего (философского) метода познания. Научное и вненаучное знание. Критерии научного познанания. Структура, методы и формы научного познания. Представление о росте научного знания. Истина и заблуждение. Истина как процесс, догматизм, релятивизм, субъективизм и диалектика на пути к истине. Практика и другие критерии истины. Проблема истины в философии. Свойства истины. Истина как система. Целостность истины. Современные интерпретации истины. Неклассическая концепция истины. Истина и заблуждение критерии истинности знания. Специфика философского анализа процесса познания. Влияние норм. Влияние норм естестенно-научного знания на философские представления о познании. Социально-историческая природа познания. Место гносеологии в структуре философского знания. Основные виды познания. Специфика донаучного знания. Научный вид познания и его особенности. Специфика философского вида познания. Особенности чувственного познания. Формы чувственного познания. Природа и формы рационального познания. Рассудок и разум как формы рационального познания. Эмпирическое и теоретическое в познании. Творческая активность человека. Практика и теория. Идеализация как метод познания. Вера и знание – проблема философского взаимодействия. Значение Понимания в системе современного научного знания. Соответствие понимания и объяснения. Объяснение как функция социального знания. Наука о природе и наука о духе. Понимание как метод гуманитарного знания. Символы и их роль в социальном познании. Ценности как атрибутивный элемент социального познания. Рациональное и иррациональное в познании. Вера и знание. Сущность и философская оценка познавательных способностей человека. Чувственное познание. Обоснование возможности чувственно-сенситивного познания мира. Уровень и качество чувственного восприятия мира. Эмоциональная сторона чувственного восприятия мира. Аксиологическая сторона чувственного познания. Биосоциальный подход к миру. Основные формы чувственного отражения и их сущность.

Абстрактное мышление. Необходимость абстрактного мышления. Соотношение абстрактного познания с воображением. Виды понятий, используемые в абстрактном мышлении. Основные формы мышления. Признаки абстрактного мышления. Двойственность понимания мышления. Соотношение мышления и языка.Интуитивное познание. Значение интеллектуальной интуиции в процессе познания. Эвристическая и стандартизированная интуиция. Взаимосвязь интуиции спрактикой. Вероятностный характер интуитивного познания. Наука как специализированное мышление и социальный институт. Смена типов научной рациональности. Научные революции. Наука и техника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: