А.Философия марксизма.
К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895) – основоположники диалектико-материалистической философии.
Материалистическая формулировка основных законов и парных категорий диалектики.
Диалектико-материалистическое учение об обществе и его развитии – исторический материализм.
Формационный подход к развитию истории.
Трудовая концепция происхождения человека.
Б. Философские идеи А.Шопенгауэра (1788 – 1860) и Ф.Ницше (1844 – 1900).
• Мир как иррациональная воля в себе у А.Шопенгауэра. Воля – универсально-космическая бессознательная сила.
• Принципиальная непознаваемость волевой природы мира, который может быть только представлением познающего субъекта.
Жизнь – ключевое понятие философии Ницше: иррациональный поток стихийных сил природы, целостность живого бытия в его вечном становлении.
Ничем не сдерживаемый поток жизни есть истинно сущее. Воля к власти – присущее всему живому страстное стремление к самоутверждению. Это сущность жизни и основной импульс движения жизни.
Сверхчеловек – существо, в котором воля к власти получает свое наивысшее воплощение.
Коренной порок цивилизации − омассовление общества, когда масса диктует личности, какой ей следует быть.
Христианская мораль – мораль слабых, рабская мораль нищих духом.
В. Позитивистская философия.
- Позитивизм О.Конта (1798 – 1857) и Г.Спенсера (1820 – 1903) – отказ от философского мировоззрения, от всех «общих вопросов».
- Задача науки – ответ на вопрос «как?», а не «почему?»
- Махизм – позитивизм Э.Маха (1838 – 1916) и Р.Авенариуса (1843 – 1896) – основателя эмпириокритицизма − философии «чистого опыта», в котором якобы снимается противоположность сознания и материи, психического и физического.
Г. Философия экзистенциализма
С. Кьеркегор (1813 – 1855) – основатель религиозно-мистического экзистенциализма, философии существования.
2 школы экзистенциализма ХХ века: религиозная (К. Ясперс) и нерелигиозная, «атеистическая» (Ж.-П. Сартр).
Противопоставление философии и науки М. Хайдеггером: предмет науки – «сущее», все, что относится к эмпирическому миру; предмет философии – «бытие», постигаемое непосредственно через человеческое бытие, т.е. через его личное существование, через экзистенцию.
Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу.
Реальность постигается непосредственно, интуитивно.