И.Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии. 2 периода в творческой биографии Канта: докритический (научный) и критический (философский).
Учение об априорных (a priori – до опыта) понятиях как упорядочивающих формах сознания. Структура сознания: сфера чувств, сфера рассудка и сфера разума
«Антиномии чистого разума» − неразрешимые противоречия, свидетельствующие о непознаваемости мира. Явления закрывают для нас сущность мира, души и Бога, которые Кант называет «вещью-в-себе». Это – агностицизм.
Кант пытается обосновать внеисторическую основу морали, пригодную для любого общества, формулируя нравственный императив (требование).
Философия Г.В.Ф. Гегеля (1770 – 1831)
Противоречия между триадической системой и методом в философии Гегеля.
Система Гегеля – объективно-идеалистическое решение основного вопроса философии, учение об абсолютной идее и ступенях ее развития и самопознания.
Метод Гегеля – диалектический способ построения этой системы, способ мышления Гегеля, способ выведения одних категорий из других.
|
|
Идеальное как сущность всего мира. Мир – проявление всеобщей разумности, действующий разум; абсолютная идея – активное начало мира.
Природа, человек, его разум и разум человечества вторичны по отношению к абсолютной идее, обладающей качествами субстанциальности, динамичности, активности.
В учении о сущности Гегель рассматривает противоречия как имманентный источник движения.
Природа, у Гегеля, лишена развития: в ней все и всегда было.
История развивается в форме духа, который передается от поколения к поколению.
3 этапа истории: восточная, античная и германская, высшей формой которой является Прусская
монархия, в которой все свободны, так как люди осознали свои функции.
Философия Л. Фейербаха (1804 – 1872)
Антропологический материализм Фейербаха.
Человек как соединение материи и сознания.
Проблема смерти и бессмертия в философии Фейербаха.
Фейербах о связи философии и естествознания. Природа – источник знаний человека.
«Мышление из бытия, а не бытие из мышления».
Пространство и время – объективные формы существования материи. Но пространство – чистое вместилище, а время – чистое движение от прошлого к настоящему.
Материя как бытие, как бесконечная, не сотворимая и не уничтожимая реальность.
Познание как отражение. Ощущение − исходный пункт познания. Но он не понял, чем мышление отличается от чувств.
Идеализм – это обоснование религии, которую, Фейербах называет «сном человеческого разума».
Корни религии: невежество, т.е. незнание истинных причин явлений; страх перед явлениями природы; страдания, несбывшиеся надежды, неосуществленные идеалы; способность человека к фантазии