Немецкая классическая философия. И.Кант(1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии

И.Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии. 2 периода в творческой биографии Канта: докритический (научный) и критический (философский).

Учение об априорных (a priori – до опыта) понятиях как упорядочивающих формах сознания. Структура сознания: сфера чувств, сфера рассудка и сфера разума

«Антиномии чистого разума» − неразрешимые противоречия, свидетельствующие о непознаваемости мира. Явления закрывают для нас сущность мира, души и Бога, которые Кант называет «вещью-в-себе». Это – агностицизм.

Кант пытается обосновать внеисторическую основу морали, пригодную для любого общества, формулируя нравственный императив (требование).

Философия Г.В.Ф. Гегеля (1770 – 1831)

Противоречия между триадической системой и методом в философии Гегеля.

Система Гегеля – объективно-идеалистическое решение основного вопроса философии, учение об абсолютной идее и ступенях ее развития и самопознания.

Метод Гегеля – диалектический способ построения этой системы, способ мышления Гегеля, способ выведения одних категорий из других.

Идеальное как сущность всего мира. Мир – проявление всеобщей разумности, действующий разум; абсолютная идея – активное начало мира.

Природа, человек, его разум и разум человечества вторичны по отношению к абсолютной идее, обладающей качествами субстанциальности, динамичности, активности.

В учении о сущности Гегель рассматривает противоречия как имманентный источник движения.

Природа, у Гегеля, лишена развития: в ней все и всегда было.

История развивается в форме духа, который передается от поколения к поколению.

3 этапа истории: восточная, античная и германская, высшей формой которой является Прусская

монархия, в которой все свободны, так как люди осознали свои функции.

Философия Л. Фейербаха (1804 – 1872)

Антропологический материализм Фейербаха.

Человек как соединение материи и сознания.

Проблема смерти и бессмертия в философии Фейербаха.

Фейербах о связи философии и естествознания. Природа – источник знаний человека.

«Мышление из бытия, а не бытие из мышления».

Пространство и время – объективные формы существования материи. Но пространство – чистое вместилище, а время – чистое движение от прошлого к настоящему.

Материя как бытие, как бесконечная, не сотворимая и не уничтожимая реальность.

Познание как отражение. Ощущение − исходный пункт познания. Но он не понял, чем мышление отличается от чувств.

Идеализм – это обоснование религии, которую, Фейербах называет «сном человеческого разума».

Корни религии: невежество, т.е. незнание истинных причин явлений; страх перед явлениями природы; страдания, несбывшиеся надежды, неосуществленные идеалы; способность человека к фантазии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: