Философские концепции познания

Проблема познания – вторая сторона основного вопроса философии.

Субъект и объект познания в истории философской мысли.

Философия о 2-х уровнях познания: чувственном (эмпирическом) и рациональном.

Ощущения, восприятия и представления как формы чувственного познания.

Понятия, суждения, умозаключения и теории как формы рационального познания.

Научное познание как движение мысли от явления к сущности.

Истина как философская проблема: история и современность.

− Истина как самоценность познания.

− Проблема истины в античной философии.

− Священные писания как носители и критерии истины в условиях средневековья.

− Проблема истины в философии XVII-XVIIIвв.

− Проблема истины в Классической немецкой философии.

− Проблема истины и ее критерия в марксистской философии.

− Современные концепции истины.

Тема 8. Философский образ научного знания

Учебные вопросы:

1. Сущность знания и его разновидности.

2. Проблемы взаимосвязи научного и вненаучного знаний.

Сущность знания и его разновидности

• Проблема выяснения сущности знания.

• Разновидности знания:

- понятийное знание – набор понятий, используемых при решении данной задачи;

- конструктивное знание о возможных структурах объектов и взаимодействии между их частями;

- процедурное знание - выбранные для исследования данной предметной области методы,

алгоритмы и программы;

- фактографическое знание – количественные и качественные характеристики объектов и явлений;

- метазнание – знание о порядке и методах применения знаний.

В зависимости от объекта познания выделяют естественнонаучные, технические, гуманитарные, художественные, религиозные и др. знания.

Проблемы взаимосвязи научного и вненаучного знаний.

Знание как цель и результат познания.

Разновидности вненаучного знания:

- ненаучное знание (наш житейский, художественный и пр. опыт);

- донаучное (протонаучное) знание – базис будущей науки;

- паранаучное знание, отвергаемое наукой

по гносеологическим параметрам;

- лженаучное знание, отвергающее научное, но маскирующееся под него;

- антинаучное знание, сознательно извращающее научную картину мира.

Научное знание − теоретическое, эмпирически или рационально доказанное знание.

Критерии научного знания: системность, логическая стройность, доказательность, интерсубъективность, практическая применимость и др.

Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания

Учебные вопросы лекции:

1. Основные методы научного познания.

2. Логика научного исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: