double arrow

Основные методы научного познания

Метод как совокупность практических или мыслительных приемов, шагов, руководств, следование которым приводит к достижению желаемого результата.

Три уровня методов:

А) Всеобщие (философские) методы:

- метафизический

- диалектический

Б) Общенаучные методы:

а) эмпирические методы:

- наблюдение, т.е. получение информации об объекте, находящемся в естественных условиях (наблюдения бывают непосредственными и опосредованными);

- эксперимент, т.е. научно поставленный опыт с целью получения информации об объекте, находящемся в изменяемых по воле исследователя условиях (эксперименты бывают натурными и модельными);

- измерение

б) методы, используемые и на эмпирическом и на теоретическом уровнях:

- анализ (расчленение целого на части и изучение их как элементов целого) и синтез (интеграция знаний, полученных при анализе или соединение частей в целое);

- сравнение

в) теоретические методы:

- индукция (умозаключение от частного к общему) и дедукция (умозаключение от общего к частному);

- абстрагирование (отвлечение от несущественных сторон, свойств, качеств исследуемого объекта);

- моделирование;

- математизация;

- аналогия;

- идеализация (мысленное создание не существующих в действительности объектов, но необходимых для понимания сущности изучаемого объекта);

- историко-логический метод и др.

В) Частнонаучные методы познания, применяемые только конкретными науками (указать методы ведущих дисциплин обучающихся студентов).

Логика (этапы) научного исследования

Научный факт – зафиксированные тем или иным образом результаты наблюдения или эксперимента.

Проблема – научный факт, для объяснения которого нет наличных знаний.

Гипотеза – научное предположение о путях разрешения проблемы (обычно выдвигают несколько гипотез, одна из которых служит рабочей).

Доказательство гипотезы, т.е. практическое или логическое ее подтверждение.

Новые законы, новые принципы применения уже известной теории или формулирование новой теории.

Тема 10. Философское учение о человеке

Учебные вопросы:

1. Человек как предмет философского анализа.

2. Основные константы человеческого бытия

Человек как предмет философского анализа

Проблема человека в истории философской мысли.

Природное и социальное в человеке.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Роль социализации в судьбе человека и основные ее ступени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: