double arrow

Метаморфоза


Под метаморфозой понимаются необратимые положительные духовные изменения. Наиболее известные героини, пережившие метаморфозу, — это мифологическая Дафна и Русалочка из сказки Андерсена.

Дафна. Спасаясь от преследования влюбленного Аполлона, Дафна молится о спасении и превращается в лавровое дерево. Казалось бы, что положительного может быть в такой метаморфозе? Однако для духовного состояния Дафны трансформация позитивна. Она не стала рядовой возлюбленной бога. Но в своем новом качестве имеет возможность венчать головы самых талантливых людей.

Русалочка. Эта уникальная героиня Х.-К. Андерсена в одной сказке пережила две метаморфозы: превратилась из русалки в девушку, а потом из девушки — в одну из бестелесных дочерей воздуха. В конце сказки она стала на путь третьей метаморфозы: вскоре она превратится в существо, имеющее бессмертную душу.

В сказках главному герою нередко помогает чудесный конь. В конце же сказки, когда герой уже достиг всего, чего хотел, и желает отблагодарить своего верного помощника, конь просит отрубить ему голову. Такой неожиданной просьбой он, разумеется, ставит героя в тяжелое положение. И когда герой, с болью в душе, отрубает голову верному помощнику, из чрева коня вылетает голубка. Так герой освобождает душу соратника.
Идея метаморфозы несет для нас важный смысл. Душа человека, его характер, система ценностей имеют ресурс положительных изменений. И это то, что может подкрепить нашу веру в успех. Люди нередко коренным образом меняют свою внешность, имидж, систему взглядов, жизнь. И это для них является новой ступенью в развитии.
Итак, трансформация, как аспект волшебства, подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные изменения. И этому доброму волшебству есть место в нашей жизни.
Однако трансформация может происходить и с помощью недоброго волшебства — колдовства. Разве можно назвать «хорошим» превращение сказочных героев, например, в Карлика Носа, в лягушку, в чудовище? Оказывается, можно, если смотреть на конечный результат. Оборотничество в неприятное существо многому учит героев. Они, расставшись с надеждой, принимают ситуацию и часто приобретают веру. А это, безусловно, позитивный результат с точки зрения развития души.




Четвертый аспект волшебства —
появление обитателей волшебного мира

Обитатели волшебного мира — это феи, гномы, тролли, лешие, домовые, русалки и многие другие забавные, а иногда и страшные существа. Они приходят к героям сказки, дают ценный совет, помогают, искушают, устрашают. Одним словом, ведут себя многообразно, часто непредсказуемо, но всегда в соответствии со своей природой.
По-видимому, появление волшебных существ связано с одушевлением природных сил. Мы знаем, если человек не может что-то себе объяснить, то он создает образ, миф или сказку. Природа многое дает человеку, но бывает, что и отбирает. Последнее чаще всего случается тогда, когда человек нарушает важный закон взаимоотношений с природой. Поэтому волшебные существа, олицетворяющие природные силы, бывают не только добрыми, мудрыми, заботливыми. Они бывают и злыми, и коварными, и опасными, иногда — глупыми.
Живя в тесном контакте с природой, наши предки постепенно понимали «характер» окружающего мира. Характерологическими персоналиями окружающей природы стали выступать обитатели волшебного, тонкого, невидимого мира: водяные, лешие, домовые, ветры и облака, горные жители. Все они как бы являлись хранителями закона на своей территории. И если человек хотел жить в выбранном месте, он должен был почтительно относиться к невидимым существам.
Такие рассуждения могут показаться вам, дорогие читатели, архаичными. Однако вера в существование волшебных существ предохраняла людей от бездумного и потребительского отношения к природе. Предки знали, что, если все время брать, разрушать, поворачивать вспять, рано или поздно придет возмездие.
Сегодня осмысленное бережное отношение к природе становится насущной необходимостью. Не так давно мне и моим коллегам посчастливилось побывать в Северной Осетии, недалеко от тех мест, где шла война. И часто мы слышали от стариков: «Сколько зла накопилось в горах, горы этого не простят!» А когда мы удивлялись гостеприимству и сдержанности местных жителей, нам отвечали: «Нельзя сердиться — рядом горы».
Немало интересных, захватывающих историй рассказывают местные жители об озере Байкал. Оказывается, духи-хранители священного озера стараются сохранить его экологию.
Безусловно, не на страхе перед наказанием должно строиться отношение человека к природе, а на знании природы и любви к ней.
Итак, что же мы знаем об обитателях волшебного мира? Мы почерпнем немало интересного из мифологии и философии Древней Греции, а также из исследований великого Парацельса. Парацельс (настоящее имя — Филипп фон Гогенгейм) — средневековый врач и естествоиспытатель — подверг критическому пересмотру идеи древней медицины.
Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой природы, населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Парацельс разделил всех духов на четыре группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли — гномы, духи воды — ундины, духи огня — саламандры, духи воздуха — сильфы.
Парацельс говорил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, внешне напоминающими человеческие существа. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости чувств.
За этими размышлениями Парацельса стоит идея одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными духами идет здесь речь?.. Так или иначе, идея живой природы дает нам богатый инструментарий для развития личности.
Давайте попробуем поговорить с ребенком или подростком о духах земли. Они живут под землей, на земле, в лесу, на деревьях, в горах, долинах, а также в жилищах. От места обитания зависит характер духа. Чем жестче условия, тем суровей характер. В западных сказках мы встречаемся с гномами. Они берегут и осваивают недра земли. Их взаимодействие с человеком зависит от его отношения к ним. Если он идет с открытым сердцем и созидательным намерением, гномы ему помогут и одарят. В противном случае гномы могут принести человеку вред. Сокровища, которые хранят недра земли, не должны вызывать у человека жадности, ведь так недолго и голову потерять, — этому учат нас гномы.
Невидимые существа живут в лесу. Быть может, в каждом дереве есть свой дух? Тогда можно ли бездумно ломать ветки, рубить деревья, оставлять мусор? Как отнесется к этому хранитель леса (раньше его называли лешим)? Он может погибнуть вместе с лесом или уйти глубоко в самые дремучие дебри. Но, лишившись хранителя, будет ли лес одаривать людей ягодами и грибами? Зато как щедр лес с теми, кто относится к нему с любовью. Попробуйте написать сказку, рассказывающую о ваших ощущениях в лесу. И тогда у вас, наверное, никогда не возникнут разрушительные желания по отношению к лесу.
Но как же строить дома, если не рубить лес, спросите вы. Опытные лесорубы рассказывают, что, прежде чем срубить дерево, нужно мысленно договориться об этом с хранителем леса и с самим деревом. Показать, что древесина пойдет на нужное и достойное дело. Так разрушительное действие может превратиться в созидательное.
Окружающий мир создан для любящегочеловека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые духи могут перейти в другое растение.
Духи земли живут и в жилищах: это домовые. Домовой охраняет дом и постепенно перенимает характер хозяина. Если хозяин ленив, то у домового может испортиться характер. Поэтому, чтобы дом был защищен, он должен быть чистым и уютным. Быть может, этот рассказ будет мотивировать некоторых детей к поддержанию порядка в квартире.
Среди духов земли есть и злые существа. Чтобы понять, почему у них такой характер, нужно прочитать сказку, героями которой они являются, и подумать, почему они проявляют такие качества. Подобные рассуждения разовьют в ребятах способность к пониманию мотивов и состояний другого.
Итак, разговоры о волшебных существах — это не увлечение шаманизмом. Это один из методов экологического воспитания и образования.
Если ребенку расскажут, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, то захочется ли ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Если ребенок представит себе, что даже в маленьком огоньке живет саламандра, то захочется ли ему играть со спичками, бездумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок услышит, что в воздухе и цветах живут маленькие эльфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, то неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?
Об обитателях волшебного мира создано множество красивых и поучительных историй. Вот одна из сказок Андрея Гнездилова. Она носит название «Цветок эльфа».





Жили-были в городе Санкт-Петербурге двое людей. Его звали Лед, а ее — Диала. Он был садовник, а она — музыкант. Лед любил музыку, особенно когда ее исполняла Диала, а она любила цветы, особенно те, что вырастил Лед. Все было хорошо, пока однажды они не поссорились. Причина была пустяковая, но день оказался страшно неудачным для всех. И вот Диала одна отправилась в Павловский парк, чтобы развеять свое настроение.
Была осень, и среди травы и листьев она вдруг увидела незнакомые цветы. Они так нежно благоухали и словно сами просились в руки... Будь рядом Лед, Диала не поддалась бы искушению. Он всегда был против того, чтобы рвать цветы.
— Им может быть так же больно, как и нам, — говорил он. — К тому же мы не знаем их жизни. А вдруг у них есть дела поважнее, чем просто служить нам украшением.
Но Лед остался в городе, а досада на него заставила Диалу поступить по-своему. Она сорвала цветы и поспешила домой, так как на небе собирались тучи. И надо же было, чтобы в одном из цветов сладко спал маленький эльф! Когда он проснулся, то не сразу понял, где находится. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что попал в плен к людям. А ведь именно в этот день его друзья-эльфы собирались улететь вместе с птицами в жаркие страны.
Возвращаться в парк было слишком далеко, да он и не смог бы найти дорогу. К счастью, в дом пришел Лед и принес гладиолусы. Эльф кинулся к ним, чтобы утолить голод цветочным нектаром и немного успокоиться.
Прошло некоторое время. Последние листья облетели с деревьев. Диала была слишком занята, чтобы выезжать в парк, и только ее игра на рояле отвлекала эльфа от печальных мыслей.
Все реже Лед приносил домой цветы. Эльфу грозил бы настоящий голод, если бы не старый кактус, что жил на подоконнике. Приходилось питаться его горьким соком. Увы, столь однообразная диета привела к тому, что эльф осунулся и похудел, у него выросла зеленая борода и странно испортился характер.
Всю долгую зиму эльф проклинал свою судьбу и негодовал на Диалу. Лед вызывал в нем иные чувства. Ведь он время от времени умудрялся приносить цветы, хотя за окном лежали сугробы и завывала вьюга. И вот наконец наступила весна. Эльф забрался в шляпку Диалы, когда она снова собралась в Павловск. Первая трава пробилась на поверхность земли, подснежники и одуванчики робко улыбались теплым солнечным лучам. Эльф радостно кинулся к знакомым дорожкам. В чашечках цветов он встретился с первыми эльфами, что вернулись в парк, но они едва узнали его.
— Что с тобой случилось? Ты превратился в старика и весь позеленел, как кузнечик.
Бедняга Эльф расплакался и рассказал о своей несчастной судьбе. Увы, его история вызвала больше смеха, чем сочувствия.
— Ты получил хороший урок, — сказали ему эльфы. — К несчастьям тебя привели твоя лень и постоянное желание поспать. В следующий раз ты уж не будешь опаздывать к отлету. Ты сам виноват в своей участи.

Но эльф не мог смириться с этим.
— Я-то лучше знаю, кто виноват, — пробормотал он, — и сумею наказать обидчицу.
Много волшебных растений в парке, а эльф еще знал немало наговоров. И вот, когда Диала в очередной раз пришла в парк, кто-то больно кольнул ее в шею. Она хотела поднять руку — и вдруг превратилась в цветок. Это было ужасно, в одно мгновение потерять способность двигаться, говорить и, конечно же, играть, а последнее было для нее самой большой потерей. Ведь она так любила музыку!
К счастью, в парке время от времени появлялись оркестры или бродячие музыканты. Они хоть немного утешали ее. Да, месть эльфа удалась на славу. Бедный Лед много раз прибегал в парк и искал Диалу.
Однажды взгляд его остановился на ней. Она задрожала от радости. Вот сейчас он сорвет ее и увезет в город! Но он лишь вздохнул и пошел дальше. Не в его правилах было рвать цветы.
Зато нашлись другие люди, которые увидели прекрасный цветок, сорвали и увезли в свой дом. Она стояла в вазе на старинном рояле, так напоминавшем ей собственный инструмент. Наступила ночь. Лунные лучи скользнули в комнату и коснулись Диалы. И вдруг она снова превратилась в человека. Забыв о всех горестях, она тотчас открыла рояль и стала играть. Мысли и чувства ее, стосковавшиеся по музыке, унесли ее так далеко, что она и не заметила, как пришло утро. И тут снова она превратилась в цветок и застыла в вазе.
Люди с тревогой вошли в комнату. Они слышали игру на рояле и думали, что их посетило привидение. Между тем цветы, которые стояли с рядом с Диалой, завяли, и их выбросили. К хозяйке дома пришли гости, и один из них сыграл на рояле какой-то экспромт. В награду ему подарили цветок Диалу.
— Вы заслужили цветок, который не вянет, как и ваш талант! — сказала хозяйка.
Молодой человек принес Диалу в свой дом, но забыл поставить в воду. Если бы не лунные лучи, она бы погибла. Но они вновь превратили ее в человека. Она вдоволь напилась воды и задумалась о том, что же ей делать. В любой момент она может превратиться в цветок и стать пустой забавой в руках людей. А их небрежность может стоить ей жизни.
В комнату вошел молодой человек и, увидев незнакомку, широко раскрыл глаза. Впрочем, ей не пришлось ему объяснять свое фантастическое появление в доме. Она была так прекрасна! Грация цветка сохранилась в ней, несмотря на перемену образа. К тому же она сама была музыкантом.
Ночь быстро пролетела за игрой на рояле. Под утро Диала, воспользовавшись моментом, нашла небольшую вазу, наполнила ее водой и взяла в руки. Молодой человек на минуту вышел из комнаты. Когда же он вернулся, Диалы уже не было. Лишь цветок, подаренный ему, стоял в вазе на рояле.

Диала стала путешествовать из дома в дом, переходила из одних рук в другие. В нее влюблялись, ее пугались, о ней ходили самые невероятные слухи. Весь город гудел о призраках, о музыке, звучащей в доме, где никого из людей не было, о цветке, который не вянет и приносит счастье. И лишь один человек понял, что происходит. Это, конечно же, был Лед. Целые дни и ночи бродил он по городу, пытаясь отыскать следы Диалы.
Диала много раз приходила к дому Леда по ночам, но не могла его застать. И наконец Лед нашел дорогу к королеве эльфов.
— Я вырастил столько цветов для вас и ваших подданных, не могли бы вы мне помочь отыскать невянущий цветок, который обладает музыкальным даром?
— Кажется, я слышала о таком. Он недавно появился в нашем королевстве, — ответила она. — Но что за выкуп ты готов заплатить за него?
— Все, что вы пожелаете! — ответил Лед.
— Готов ли ты к тому, чтобы стать эльфом этого цветка, которому будешь служить вечно?
— Да! — ответил Лед.
И она превратила его в эльфа. Теперь-то он смог отыскать Диалу. Никакие стены и двери не были ему препятствием, если за ними находились цветы. А он еще чувствовал аромат Диалы, который вел его по следу.
Но прежде, чем влюбленные встретились, Лед столкнулся с обиженным эльфом, который превратил Диалу в цветок. Тот притаился за окном большого старого дома, откуда раздавались звуки рояля.
— Тебе нравится игра Диалы? — спросил Лед.
— О да, конечно, она так волнует мое сердце! Ведь ты знаешь, мы умеем только петь, и наши голоса так тонки, а здесь можно услышать весь мир. Я даже думаю, что я не наказал эту девушку, а наградил тем, что превратил ее в цветок. Теперь она знает столько песен растений и эльфов.
— Но чтобы она могла играть, она должна вернуться в мир людей, — сказал Лед.
— Я думаю, она сама не захочет этого, — ответил эльф.
— Так ты и накажешь ее тем, что сделаешь то, чего она не хочет, — продолжил Лед.
— Пожалуй что и так, — согласился эльф.
— Так лети за своей волшебной травой и быстрей возвращайся.
Эльф улетел, а Лед проник в комнату. Темное облако заслонило луну, и на клавиши упал белый цветок. Лед схватил его и прижал к своей груди. В то же мгновение они превратились в людей.
— Стойте! Я еще не успел расколдовать ее! — крикнул эльф, появляясь в окне.
— У них свое колдовство, с которым нам не справиться, да и стоит ли пытаться, если это колдовство называется любовью! — услышал эльф голос королевы эльфов.

Вот какие истории случаются с теми, кто мало знает об обитателях волшебного мира, его законах и особенностях. Человек доверяет только тому, что видит, часто забывая, что есть и другие органы чувств...
Мы рассмотрели четыре аспекта волшебства. Безусловно, их значительно больше. По мере открытия в нас самих новых созидательных возможностей мы будем осмыслять новые стороны волшебства.
Очень важно размышлять о волшебстве вместе с ребенком, подростком и даже взрослым. Особенно если вы заметили, что ребенок легко берет волшебную палочку и с ее помощью собирается разрешить все трудности.
Волшебство — это еще и великий труд. За одним взмахом волшебной палочки стоят огромные знания, без которых не будет желаемого результата. Волшебник — это тот, кто много знает и использует свою силу на благо людям и окружающему миру. Тот же, кто научился только размахивать волшебной палочкой, еще не волшебник. Если мы не будем говорить об этом с нашими воспитанниками, использование волшебства может способствовать прорастанию инфантильных тенденций.
Итак, дорогие друзья, волшебство — это серьезно. Волшебство — это то, что рядом с нами. Давайте с чистым сердцем будем изучать это явление. Тем более что оно так тесно связано с созиданием.







Сейчас читают про: