Анекдот

Это короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особенно хороши для использования анекдоты о Ходже Насреддине в работе с подростками и взрослыми. С их помощью мы можем сформировать такие важные качества, как находчивость и умение творчески мыслить. Вот анекдот, который одни источники приписывают Насреддину, другие — Бирбалу.

Пришел однажды падишах на совет раньше всех и давай спрашивать каждого:

— Сколько в городе ворон?
Все отмалчивались, никто не знал ответа. А Бирбал пришел и ответил:
— Ваше величество, в городе сейчас три тысячи пятьсот восемьдесят пять ворон!
— А ты уверен, что не ошибся?!
— Подсчет точен, Ваше величество!
— Смотри же, если ошибся, заплатишь большой штраф!
— Нет, повелитель, я в подсчете уверен, — стоял на своем Бирбал. — При проверке получится столько же. Разве что одни вороны улетели в гости или же к ним прилетели в гости другие вороны. Прикажите всем воронам сидеть по своим домам и считайте! Вот и получится, что я подсчитал точно.

Легенда, былина, сага, эпос

Эти жанры повествуют о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Они могут быть использованы в работе с подростками.

Миф

Повествует обычно о богах и героях. С одной стороны, в мифах мы можем найти информацию о сотворении мира. С другой — описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Иногда мифы можно назвать «энциклопедией человеческих пороков». Мы узнаем о трудных и трагических жизненных сценариях. Неслучайно психоаналитическая терминология во многом заимствована из мифологии.
Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования сложных взаимоотношений, а также для познания окружающего мира и общих закономерностей его устройства. Особенно интересны мифы школьникам.

Сказка

Для сказки характерен так называемый бродячий сюжет. Сказки разных народов имеют много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков, исходов.
Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани-самокаты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем.
Сказки дали имя нашему методу, поэтому их разновидностям мы посвятим отдельную главу.

«ТЕОРИЯ» ВОЛШЕБСТВА

Многие люди, услышав слово «сказка», вдруг сразу вспоминают волшебные истории: «Сказка — это что-то волшебное!» А что такое волшебство? Чудо... То, чего не может быть в реальности... Проявление необычных сил...
Удивительно, но само слово «волшебство» обладает особым положительным эффектом. «Волшебник», «волшебница», — говорим мы, желая подчеркнуть чьи-то необычные созидательные способности. Похоже, что волшебство связано с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще именуют колдунами, чернокнижниками.
Итак, согласно нашей идее, волшебники выступают преимущественно в качестве созидателей, а колдуны — в качестве разрушителей.
Давайте попробуем подойти к волшебству с «научной точки зрения» (при этом мы не имеем в виду практическую магию!).

Первый аспект волшебства —
искусство формирования особого состояния души

Есть люди, которые без специальных психологических упражнений и психотерапевтической поддержки умеют находить радость в мелочах. Такие люди удивительным образом разрешают любые трудности. Может быть, это происходит благодаря тому, что они не поддаются панике и суете, верят в созидательную природу человека. Рядом с такими людьми легко и светло, у них все в руках спорится. Не это ли можно назвать волшебством?
У замечательного петербургского сказочника Андрея Владимировича Гнездилова есть чудесная сказка о таких людях. Называется она «Дворник».

Был зимний вечер. В одном небольшом городе падал густой снег. Все улицы уже были завалены сугробами, но никого это поначалу не беспокоило. И в первую очередь — дворников. Они считали себя обиженными и не собирались работать на весь город.
— Нам слишком мало платят за наш тяжелый труд, — говорили они. Всех детей, кто плохо учится, стращают тем, что они пойдут работать в дворники. Никто не смеет с нас что-то требовать, ведь не мы заказываем погоду. Идет снег или не идет, мы получаем одну и ту же зарплату.

Итак, город засыпало снегом. И лишь на одной улице работал дворник. Он старательно расчищал тротуары, проделывал дорожки среди сугробов и даже, справившись со своим участком, переходил на следующий. Короче говоря, это был дворник-чудак, который умудрялся любить свою работу. И, конечно же, он вызывал у людей самые противоречивые чувства. Одни хвалили его, потому что гулять в городе можно было только по его улице, другие, а среди них все остальные дворники, — ругали. Объяснений его поведению находилось множество.
— Чего ж ему не работать, если он побогаче нас с вами? — говорили одни. — Посмотрели бы вы, как он получает зарплату. Даже не пересчитывает денег, сунет их в карман и идет дальше.
— Да он просто находит деньги на улице. Метет себе тротуар, а там то одна монета, то две, то три. На его улице просто живут рассеянные люди, которые постоянно теряют деньги, — утверждали другие.
— Неспроста он завлекает жителей гулять по своей улице.Они гуляют, а денежки у них так и падают, так и падают, — заявляли третьи.
— Да ему больше делать нечего, как работать, — твердили четвертые. — Здоров, всем доволен, самый счастливый. Вот и все дела.
Но самое печальное, что все эти сплетни никто не опровергал. Даже те, кто хвалил дворника, в глубине души считали его не вполне нормальным. А может, и впрямь он был чудаком... Ведь когда его спрашивали, как дела, он никогда не жаловался на судьбу и считал себя удачливым. Соглашался с тем, что он и самый богатый, и самый здоровый, и самый счастливый человек в городе. Между тем именно в эту снежную зиму, в этот снежный вечер ему следовало бы помолчать. А он еще мурлыкал песенку, расчищая свою улицу. Вероятно, он рассердил метель, и она не кончалась, чтобы проверить его терпение.
Так до утра они и боролись, а в результате весь город засыпало снегом до самых крыш.
Люди проснулись поздно и решили, что не пойдут на работу, потому что незачем рисковать здоровьем и жизнью, пробираясь через сугробы. А главное — не их дело расчищать город от снега.
Так прошел не один день, и жители стали замерзать, голодать. Они умирали, проклиная дворников. Но никому не пришло в голову взять лопату и выйти на улицу. Ведь это не их дело.
А дворники в это время прорыли ходы в сугробах и собрались вместе, чтобы составить заговор.
— Пришел наш час! — торжественно решили они. — Судьба города в наших руках. Всю свою жизнь мы были самыми униженными. Теперь мы станем выше всех.
И вот они, вооружившись лопатами, добрались до ратуши и потребовали от правительства отдать им всю власть в государстве. Что было делать городским советникам, как не подчиниться? Один за другим откапывали дворники дома и тут же приводили к присяге жителей города, требуя, чтобы те признали их власть.
Первый указ нового правительства гласил, что всем жителям страны вменяется в первейшую обязанность соблюдать чистоту, дабы облегчить работу дворникам. Правда, после этого указа дворникам стало нечего делать, но зато была восстановлена справедливость, которую, по мнению правительства, столь долго попирали.
Второй указ был направлен против того чудака, который был бельмом на глазу у всего города. Его лишили звания дворника, а заодно и той высокой зарплаты, которая отныне вводилась за этот труд.
Чудак не противился. Лишь спросил, можно ли ему стать строителем и, получив согласие, удалился из города.
Прошло немного времени. Как-то через эту страну проезжала прекрасная принцесса. Воистину, она была удивительной красавицей! Весь город сбежался посмотреть на нее.
— О, если б она осталась жить у нас, — говорили люди, — мы могли бы гордиться своей страной. Она прославила бы ее на весь мир!
Да, в присутствии принцессы все ощутили свою бедность. В стране была только чистота, а кроме нее, ничего больше не было. С тех пор как все стали наводить порядок и заниматься уборкой, государство опустело. Все старое сносили и сжигали. У деревьев обрубали ветви, чтобы от них было меньше листьев и мусора, животных загоняли в специальные сады, дабы они не мешали порядку.
И вот когда принцессе предложили остаться в их стране, она удивленно спросила:
— А что же у вас есть такого, ради чего стоит здесь жить?
Никто не мог ответить на этот вопрос. Вдруг кто-то случайно вспомнил про чудака-дворника. И правда, только его и могли они показать красавице-принцессе.
— У нас живет самый счастливый человек! — закричали они.
Вспомнив, в какую сторону ушел чудак, жители немедленно собрались в путь. И тут уже пришлось удивляться не только принцессе, но и жителям страны. Оказывается, чудак поселился в самом заброшенном уголке государства, но, став строителем, умудрился выстроить там целый дворец. Этот дворец был окружен прекрасным парком. Не нужно было задавать вопросов, чтобы увидеть, что чудак опять чувствует себя счастливым. Увидев, что принцесса довольна, люди предложили ему немедленно стать принцем.
— А что я должен буду делать? — спросил он.
— Ничего! Ты просто будешь принцем и мужем прекрасной принцессы! — отвечали ему.
— Но я не умею ничего не делать! — заявил чудак.
— Ну... повелевай нами!
— И этого я не умею.
— Ну, делай, что хочешь, и еще будь нашим принцем. А мы будем брать с тебя пример.
Чудак еще раздумывал, соглашаться ли на новую должность, но тут принцесса улыбнулась ему и взяла дело в свои руки.
И вот красота и счастье стали править страной. Принц нашел себе дело и заботился обо всех своих подданных. Он вставал раньше всех, брал в руки метлу и шел убирать улицы, а потом начинал строить, а потом делал еще массу дел. И его подданные, видя его заботу, также начинали заботиться друг о друге. Поэтому вся страна благоденствовала.

Каковы же источники этого волшебного состояния души? Наверное, внутренняя гармония и любовь. И, согласитесь, именно к этому состоянию души чудака из сказки мы все стремимся. Как много проблем нам приходится решить, чтобы прикоснуться к этому состоянию. Но кто его пережил однажды, всю жизнь «подпитывается» этой энергией. Быть может, дорогие читатели, среди ваших знакомых есть такие люди-волшебники?

Второй аспект волшебства —
проявление созидательной творческой преобразующей силы человека

Мэри Дейли в своих философских работах использует термин «психический активизм». Смысл этого понятия заключается в преобразовании человеком окружающего пространства, в проявлении способности влиять на события.
Инструментом влияния на реальность является метафора. Согласно М. Дейли, метафора подразумевает движение: «Метафора — это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».
Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет на нашу судьбу. А что значит «использовать метафоры» в нашем понимании? Сочинять сказки!
Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Наш опыт показывает, что сказки, сочиняемые клиентами о своем будущем, очень часто сбываются. В качестве доказательства приводим выдержку из письма сибирского сказкотерапевта Надежды Даниловны Чекмаревой:

«...Я работаю с разными людьми: в центр приходят и инвалиды после серьезных травм, и инвалиды детства, и инвалиды, отбывшие 15—20 лет заключения. Но всех их, таких разных, увлекла работа со сказкой, всем им такая работа помогла изменить жизнь в лучшую сторону. Татьяна Ф. — инвалид первой группы (практически не может ходить), когда начала сочинять свою первую сказку «Победа», находилась в черной полосе своей жизни и не видела выхода на свет. Через год Танина сказка сбылась! В самом прямом смысле слова. Она вышла замуж, сейчас у нее счастливая судьба, замечательная семья, любящий муж. Все как в ее сказке «Победа»...»

Если бы это был единственный случай в нашей практике, можно было бы сказать: «Это просто совпадение или чудо». Однако таких примеров за годы работы накопилось немало.
Похоже, что, создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, как думают некоторые наши коллеги. Он как бы программирует себя. Именно поэтому так важно для нас, чтобы сочиняемые клиентами сказки имели хороший конец. Часто именно хороший конец помогает авторам «подтянуть» сюжет, фактически предлагая развернутую программу мероприятий по достижению успеха.
Хороший конец — это результат деятельности. Наверное, второй аспект волшебства связан еще и с умением видеть окончательный результат. И здесь уместно привести старую суфийскую притчу «Султан, мудрец и хирург».

Давно это было. Султан, правитель всех территорий, выбрался как-то со своими приближенными на прогулку. У обочины дороги, по которой двигался султан со свитой, стоял какой-то старик.
— Любому, кто даст мне сотню монет, я подарю добрый совет! — крикнул он проезжающим.
Султан приостановил коня и спросил:
— Мудрейший, и какой же это совет ты так дорого ценишь?
— Хороший, — ответил тот. — Прикажи, чтобы мне сперва выплатили сотню золотых монет, и я тотчас скажу его тебе.
Султан выгреб из кармана все золото, какое там оказалось, отдал мудрецу и весь превратился во внимание. Он ожидал услышать нечто ошеломляющее.
Старик, припрятав золото в складках одежды, повернулся к нему и сказал:

— Совет мой прост: никогда не начинай что-нибудь делать до тех пор, пока не сможешь ясно представить себе, к какому результату приведет это действие.
Тут уж и вельможи, и все, кто при этом присутствовал, разразились дружным хохотом. Сквозь смех они начали восхвалять мудрость старика, который взял деньги вперед, а потом сказал то, что старо как мир. Но султан прервал их неудержимый хохот и сказал:
— Я не нахожу причин для насмешек, ибо совет мудреца действительно хорош. Все знают, что, прежде чем сделать что-либо, надо хорошенько подумать. Но каждый день мы пренебрегаем этой древней мудростью, что приводит иногда к дурным последствиям. Я благодарю тебя, мудрец, за твой подарок!
С этого дня султан решил всегда действовать в согласии с советом мудреца и приказал, чтобы слова эти были написаны золотом на каждой дворцовой стене. Но даже этого ему показалось мало, и тогда он приказал выгравировать их на дне своего серебряного блюда.
С тех пор прошло некоторое время. Впрочем, не так уж и много. И вот некоему человеку запала в голову мысль убить султана. Заговорщик подкупил придворного лекаря. Преступник пообещал ему, что назначит его первым министром, если тот сделает султану очередное кровопускание отравленным скальпелем.
И вот настал этот день. Уже поставили под локоть султану серебряное блюдо, чтобы ни одна капля крови не пролилась наземь. Но в тот миг, когда лекарь уже был готов прикоснуться к султану отравленной сталью, в глаза убийцы бросилась выгравированная на дне блюда надпись: «Никогда не начинай делать что-либо до тех пор, пока ясно не представишь себе конечный результат своего действия».
И тут до бедняги дошло, что стоит только негодяю-заговорщику стать султаном, как он, не медля ни секунды, прикажет убить сообщника, дабы убрать свидетеля. Султан тем временем заметил, что по телу лекаря пробежала нервная дрожь. Он поднял взгляд на лекаря, увидел его смертельно бледное лицо и спросил, что с ним сегодня стряслось. Лекарь не стал ничего скрывать и тут же покаялся во всем.
Заговорщика, конечно, схватили и предали казни. Султан же призвал к себе своих приближенных. Тех, кто был с ним в тот день, когда мудрец дал совет. Когда все собрались, султан спросил их:
— Ну как, вы по-прежнему смеетесь над мудрецом?

Приступая к какому-либо делу, мы, конечно же, представляем себе результат. Но как часто бывает, что в процесс вплетаются неучтенные факторы!
То же случается и при создании сказок. Нередко клиент говорит: «Я сказку записывать не буду, зачем мне этот лишний труд? Я и так представляю себе сюжет и чем все закончится!»
Но мы все же настаиваем на том, чтобы сказка была записана. И в большинстве случаев оказывается, что сюжет развивается иначе, а конец и вовсе не тот, который задумывался. В чем же здесь секрет?
По-видимому, при написании сказочной истории человек более конкретно отображает явления, события и взаимосвязи между ними. Благодаря такой конкретизации, у него появляются новые ассоциации и иное, более глубокое и целостное видение ситуации. В процессе написания становится явным то, что раньше было скрыто, на что автор не обращал внимания, о чем в принципе не задумывался.
Часто в процессе создания сказки человек понимает, что выбранные средства не приведут к достижению цели. А ведь раньше он и не задумывался над этим! В этом случае наша задача — поговорить и пофантазировать о возможных средствах решения проблемы: ведь нам доступно все, мы же в сказке! Так и складываются истории, которые через некоторое время сбываются.
Сбываются потому, что мысль, метафорически проявленная в сказке, начинает, как магнит, «притягивать» возможности, плести кружево событий. Воистину, мысль материальна. Ведь нетрудно заметить: многое из того, что мы видим, раньше было чьей-то мыслью. Летучий корабль, яблочко, катящееся по тарелочке, раньше были только мыслеобразами. Но сегодня самолет и телевизор — дело обычное.
Поэтому, сочиняя добрые сказки с хорошим концом, записывая их, человек проявляет заложенную в нем великую созидательную творческую силу. Ведь именно сила мысли, воплощенная в материи, благоустраивает окружающий мир.

Третий аспект волшебства —
это трансформация, превращение, изменение

Трансформация может быть как обратимой (герой возвращается в прежнее состояние), так и необратимой (герой изменился окончательно и навсегда). Назовем обратимую трансформацию «оборотничеством», а необратимую — «метаморфозой» и рассмотрим их значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: