ХIХ века

1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление (Е. Де-Роберти, Н.Н. Кареев).

2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского.

3. Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение?

Отвечая на первый вопрос, целесообразно дать краткую характеристику видным представителям субъективного направления, подчеркнуть суть субъективного метода, которого они придерживались, назвать основные стороны этого метода и главную задачу социологии, сформулированную П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским.

Раскройте учение Лаврова и Михайловского о двуединой правде.

Что является основным двигателем истории с точки зрения Лаврова, как решал проблему взаимодействия личности и общества Михайловский?

Теория общественного процесса Михайловского, ее содержание.

Рассматривая психологическое направление, назовите его ярких представителей, какие фундаментальные проблемы развития общества отражены в работах Е. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Как понимали они главную роль в поведении людей их индивидуальную и коллективную психологию?

Взгляд на социологию как науку Е.Де-Роберти, главная задача социологии, какие группы социальных фактов, по мнению Де-Роберти, определяют поведение индивидов в обществе и специфику психологического взаимодействия, существует ли определенная причинная зависимость между этими фактами? Взгляд Де-Роберти на коллективную психологию.

Раскройте две стороны социологии по Карееву; значение психологии в объяснении общественных явлений; три основные стороны духовного бытия человека; в чем суть теории общества по Карееву? Как социолог решал проблему свободы личности?

Во втором вопросе раскройте взгляды М.М. Ковалевского: содержание социологии, его эволюционистскую концепцию, мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма, значение историко-сравнительного метода в социологии. Как социолог объяснял теорию общественного прогресса? Итак, следует сделать вывод том, что, несмотря на внутреннюю теоретическую разнородность, социология в России явилась школой национального характера, где актуализированы интересы страны и социальных движений.

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Арон Ф. Этапы развития социологической мысли/под ред. д.ф.н.П.С. Гуревича, М., Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.

5. Ковалевский М.М. Современные социологи. – М.: ЛКИ, 2008.

6. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). Под ред. Е.И. Кукушкиной, уч. пособие. – М.: Высшая школа, 2006.

7. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

8. Кравченко А.И. История отечественной социологии: учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2005

9. Медушевский А.Н. История русской социологии. – М., 1993.

Вариант 13. Интегральная социология П.А. Сорокина

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура.

2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Социальная динамика.

3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.

Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?

Излагая первый вопрос, следует хотя бы кратко сказать о П.А. Сорокине как ученом, общественном деятеле, его вкладе в развитие социологической мысли.

Вам следует раскрыть своеобразие понимания П. Сорокиным специфики предмета и метода социологии: а) основные и руководящие принципы социологии; б) объекты неопозитивистской социологии П. Сорокина; в) предмет социологии; г) критерии классификации социальных групп. Вклад Сорокина в теорию социальной стратификации и социальной мобильности, его суждения об обществе и циркуляции в нем индивидов. Почему социологию П. Сорокина часто называют поведенческой?

3. Проблема социального равенства, реформ и революций в интерпретации П. Сорокина.

Во втором вопросе, рассматривая социокультурную динамику общественного развития по Сорокину, следует объяснить, что он понимает под социокультурной динамикой, какую задачу ставит, обращаясь к этой проблеме? Проиллюстрируйте идею интегрального мира в теории П. Сорокина. Как видится социологу проблема социального равенства, реформ и революций. Изложите суть его теории ценностей. Какие типы субкультур он выделяет, какая между ними связь и, какие делает выводы из их сравнительного анализа?

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Арон Ф. Этапы развития социологической мысли /под ред. д.ф.н. П.С. Гуревича, М., Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993.

3. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 2005, с. 222.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.

5. Ковалевский М.М. Современные социологи. – М.: ЛКИ, 2008.

6. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). Под ред. Е.И. Кукушкиной, учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2006.

7. Кравченко А.И. История отечественной социологии: учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2005.

8. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. – М., 2007.

9. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX – начала XX в. – М.: Изд. Московского университета, 1993.

10. Медушевский А.Н. История русской социологии. – М., 1993.

11. Сорокин П.А. Система социологии. – М.: Астрель, 2008.

12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.

13. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб., 2000.

Вариант 14. Социальная структура общества

1. Понятие «социальная структура общества» и ее элементы.

2. Социальные отношения и типы социальных структур. Социальные группы.

3. В книге рекордов Гиннеса написано, что Дайана Росс носит титул «самой популярной певицы всех времен и народов» (АиФ, 1995 п. 24).

Какой термин вместо титула можно употребить, скажем – статус, звание, ранг?

В первом вопросе, прежде всего, следует определить место данной темы в курсе социологии. Затем определить понятие «социальная структура общества». Привести несколько подходов к определению социальной структуры. Следует ответить на вопрос, что составляет основу развития социальной структуры, охарактеризовать основные элементы социальной структуры общества, подчеркнуть неоднородность по составу этих элементов. Обратите внимание на то, как происходит выделение больших и малых социальных групп (т.е. объективно или в ходе сознательной и организующей деятельности участников исторического процесса, приведите примеры).

Во втором вопросе следует выяснить, какой характер носит взаимосвязь социальных групп и в чем она проявляется.

Назовите типы социальных структур и раскройте социальную структуру каждого типа, т.е. укажите основные социальные группы. Сделайте выводы: в чем значение изучения социальной структуры общества?

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

4. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

5. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин). – СПб.: Питер, 2007.

6. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

7. Яковлев А.М. Социальная структура общества. М., 2002.

Вариант 15. Социальная стратификация общества

1. Понятие «социальной стратификации общества». Причины социальной стратификации. Типы стратификационных систем.

2. Западные социологические теории социальной стратификации.

3. В 30-40-е г. XX в. Американский социолог У. Уорнер на основе произведенных прикладных исследований выделил в социальной структуре американского общества шесть слоев или как он назвал классов: высший высший класс, низший высший класс, высший средний класс, низший средний класс, высший низший класс, низший низший класс. Укажите используемые критерии принадлежности к каждому классу и определите качественный состав каждого класса.

Излагая первый вопрос, раскройте, в чем суть структурирования общества, дайте определение понятия стратификация, что такое социальная стратификация, что отражает и каковы причины социальной стратификация. Какие критерии используются для расположения страт.

Назовите типы стратификационных систем и раскройте их содержание.

Во втором вопросе охарактеризуйте западные социологические теории социальной стратификации: марксистская, функциональной значимости, концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, французского социолога А. Турена, американского социолога Б. Барбера.

Как рассматривают различные концепции стратификации проблему неравенства, каков и их взгляд на размещение слоев в иерархическом подчинении.

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

4. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология. Учебное пособие/под ред. Голенковой З.Т. М, Гардарики, 2005.

5. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

6. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

7. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

8. Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996.

9. Сорокин П.А. Система социологии. – М.: Астрель, 2008.

10. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.: Питер, 2007.

11. Яковлев А.М. Социальная структура общества. - М., 2002.

Вариант 16. Социальная мобильность общества

1. Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы.

2. Основные показатели социальной мобильности.

3. Приведено суждение: «Социальные барьеры – это социальные фильтры, отбраковывающие засоренную воду и пропускающие наверх общества, где принимаются жизненно важные для него решения, чистую воду. Так должно быть в идеале. Но фильтры часто ломаются: титулы и должности покупают, аттестаты об образовании подделывают; капиталы воруют; семейное положение не учитывают».

Как вы думаете, в каком обществе – закрытом или открытом – чаще ломаются фильтры?

Ответ обоснуйте.

В первом вопросе целесообразно отметить связь теории социальной структуры общества с проблемой социальной мобильности. Затем дать: определение социальной мобильности, указать, когда и кем из ученых это понятие сформулировано и введено в социологию. Здесь же дать классификацию мобильности, выделить типы и виды ее. Подкрепить примерами. Особо подчеркните важность вертикальной мобильности, раскройте ее сущность и значение. Охарактеризуйте основные факторы социальной мобильности.

Во втором вопросе проанализируйте основные показатели социальной мобильности, которые используются для количественной оценки процессов мобильности, такие как «скорость» и «интенсивность» социальной мобильности. Раскройте, что понимается под скоростью мобильности, подкрепив примером, а также под интенсивностью мобильности и тоже дайте пример. Обратите внимание – от чего зависит интенсивность социальной мобильности, для каких обществ характерна интенсивная социальная мобильность.

По выражению П. Сорокина в обществе «много отверстий и лифтов для подъема и спуска». Можно ли считать верным утверждение – чем больше социальная мобильность, тем демократичнее общество. Что означает безграничная мобильность и недостаточная мобильность.

Социальная мобильность – это естественный социальный процесс. Какую роль в жизни общества играет социальная мобильность?

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

4. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология. Учебное пособие/под ред. Голенковой З.Т.- М, Гардарики, 2005.

5. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

6. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

7. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

8. Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996

9. Сорокин П.А. Система социологии. – М.: Астрель, 2008.

10. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.: Питер, 2007.

11. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

12. Яковлев А.М. Социальная структура общества. - М., 2002.

Вариант 17. Средний класс и его роль в обществе

1. Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему.

2. Средний класс в современном Казахстане и его основные признаки.

3. Роль среднего класса в обществе.

Раскрывая первый вопрос плана, Вам следует проанализировать, где возникла и как трансформировалась эта категория в социологии в различные периоды развития общества. Обозначить основные критерии принадлежности к среднему классу в западной социологии.

Во втором вопросе необходимо рассмотреть основные признаки среднего класса в современного Казахстана, привлекая для углубленного анализа, работу Заславской Т.И. Социальная трансформация российского общества. – М., 2003, с. 471-473. Какие критерии положены в основу анализа среднего класса в Казахстане известным социологом?

Третий вопрос надо начать с анализа таких понятий как социальное неравенство и бедность. Обоснуйте утверждение, что любое общество (социальная общность) неизбежно воспроизводит социальное неравенство, которое является одним из важнейших факторов функционирования и развития социальной системы. Почему уровень бедности в современном Казахстане приобретает массовый характер, но бедные отказываются относить себя к этой категории? Какую роль в социальной структуре общества играет маргинальность? Какова роль среднего класса в обществе и, какие надежды связываются с его развитием?

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

4. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология. Учебное пособие/под ред. Голенковой З.Т.- М, Гардарики, 2005.

5. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. – М., 2003, с. 471-473.

6. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

7. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010, с. 73-105.

8. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

9. Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996

10. Сорокин П.А. Система социологии. – М.: Астрель, 2008.

11. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.: Питер, 2007.

12. Средний класс в современной России. – М., 2008, с. 7-11.

13. Яковлев А.М. Социальная структура общества. - М., 2002.

Вариант 18. Социальные организации

1. Понятие «социальные организации». Основные черты социальной организации.

2. Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации.

3. Люди вступают в формальные организации по ряду причин. Социолог А. Этциони классифицирует организации, опираясь на эти причины и выделяет три основных типа: добровольные, принудительные и утилитарные. Добровольные – это ассоциации, в которые можно свободно войти и покинуть их (например: добровольные клубы и общества, детские лагеря, политические объединения). Принудительные организации – членами их люди становятся против своей воли (например: психиатрические лечебницы, призыв на службу в вооруженные силы и др.). Здесь их лишают устоявшихся ролей и привычек и формируют новые. Утилитарные – это организации, создаваемые для выполнения жизненно важных задач повседневной жизни (например: промышленные предприятия, частные фирмы, университеты, агентства, правительственные учреждения).

Членом, каких формальных организаций Вы являетесь? Используя типологию организаций А. Этциони, определите, какие из этих организаций являются для вас принудительными, добровольными, утилитарными.

При изложении первого вопроса следует: дать определение понятия «социальная организация», выделить признаки организации (по Пригожину А.И.), назвать базовые цели организации, а также вторичные, промежуточные цели. Субъекты организации.

Во втором вопросе выделите типы социальных организаций, раскройте каждый тип. Изложите обязательные функции управленческой деятельности в организации.

Охарактеризуйте бюрократию как тип социальной организации. Используйте концепцию бюрократии, разработанную М. Вебером. Уместно провести параллель и с современной социальной организацией российского общества.

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

4. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

5. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

6. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

7. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. - М., 1995.

8. Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996.

9. Смелзер Н. Социология.- М., Феникс, 1994.

10. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.: Питер, 2007.

11. Яковлев А.М. Социальная структура общества. - М., 2002.

Вариант 19. Социальные институты

1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.

2. Виды и функции социальных институтов.

3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)?

Аргументируйте ответ.

В первом вопросе дайте определение понятия «социальный институт» (можно использовать определение, данное известным американским социологом Н. Смелзером и другие определения). Назовите социальные институты, элементы институтов, их ресурсы. Дайте определение понятия «институционализация», назовите этапы институционализации, пути ее развития.

Во втором вопросе назовите основные социальные институты, в зависимости от целей, задач и выполняемых функций, и определите содержательные их характеристики. Неосновные институты. Функции и дисфункции социальных институтов (подкрепите примерами).

Раскройте жизненные циклы социального института.

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология ХХ1 века. – М.: 2003, с.. 107-113.

3. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

4. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология. Учебное пособие/под ред. Голенковой З.Т.- М, Гардарики, 2005.

5. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

6. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

7. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

8. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. - М., 1995.

9. Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация. Учебное пособие.- М., 1996.

10. Смелзер Н. Социология.- М., Феникс, 1994.

11. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.: Питер, 2007.

12. Яковлев А.М. Социальная структура общества. - М., 2002.

Вариант 20. Социальная сущность семьи

1. Семья как социальный институт и как социальная группа. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат.

2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.

3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы.

Излагая первый вопрос целесообразно отметить место данной темы в структуре социологического знания, специфику социологического подхода к изучению семьи. Дайте определение понятий «семья». Чем объясняется необходимость сохранения семьи. Охарактеризуйте «семью как социальный институт» и «семью как социальную группу».

Говоря о семье, нельзя не подчеркнуть, ее основу – брак. Дайте определение понятия «брак», в чем сущность и специфика брака. Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, оно включает экономическую, психологическую и юридическую стороны. В чем это проявляется?

Второй вопрос предполагает классификацию семьи, выделение типов (их три) и характеристику каждого типа.

Назовите и охарактеризуйте основные функции семьи.

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Социология семьи. Учебник под ред. проф. А.И. Антонова. 2е изд., - М.: ИНФРА, 2007.

3. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

4. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

5. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

6. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

7. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

8. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

9. Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья в России и в США: сравнительный обзор./Семья на пороге тысячелетия. М., 1995.

10. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.: Питер, 2007.

Вариант 21. Социальные и психологические причины конфликтов в семье. Социальная динамика разводов

1. Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье.

2. Развод как социально-психологический феномен. Семья как источник психических травм.

3. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Что такое понятие «семейная роль», чем определяются «семейные роли»?

Рассматривая первый вопрос, отметьте как экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность отражаются на решении проблем, стоящих перед семьей. Семейное неблагополучие вызывается причинами макросоциального и микросоциального характера, раскройте их. Назовите факторы, оказывающие дестабилизирующее влияние на современную семью. На кризисные ситуации влияют не только внешние факторы, но и такие, которые ускоряют создание кризисной ситуации, усугубляют ее, назовите их. Что означает понятие «кризис брака». Назовите кризисные периоды в браке и факторы, способствующие их возникновению.

Дайте определение понятий «конфликтная ситуация в браке», «семейный конфликт». Назовите основные причины конфликтов в современной семье, в молодой семье (приведите данные социологических исследований).

Конфликт в семье может иметь несколько исходов, назовите их.

Во втором вопросе целесообразно отметить – связана ли проблема развода с изменением типа отношений в современной семье. Назовите основные условия, предопределяющие развод в современном Казахстане. Какие сферы семейной жизни, считают конфликтогенными для супругов. Проиллюстрируйте факторы, наиболее часто приводящие к распаду супружеских отношений. Назовите стадии дезорганизации семьи. Назовите и раскройте фазы распада и дестабилизации эмоциональных отношений.

Определите семейно-бытовые ситуации, которые оказываются наиболее травмирующими для супругов.

Раскройте обстоятельства, определяющие ведущую роль семьи в возникновении психотравмирующих переживаний.

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Социология семьи. Учебник под ред. проф. А.И. Антонова. 2е изд., - М.: ИНФРА, 2007.

3. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

4. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

5. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

6. Егорова Н.Ю., Курамшев А.В. Современная российская семья: основные тенденции // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 4, с. 107.

7. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

8. Козырев Г.И. Социология: учеб. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

9. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

10. Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья в России и в США: сравнительный обзор. /Семья на пороге тысячелетия. - М., 1995.

11. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.: Питер, 2007.

Вариант 22. Социология личности

1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.

2. Теории развития личности.

3. Основные факторы формирования личности, ее социализации.

В первом вопросе следует отметить, что проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. Важно разграничить такие близкие понятия как «человек», «индивид», «личность», дать определение этих понятий. Каковы отличия личности от природной особи (индивида)? Как из индивида формируется личность? Раскройте биологические и социальные качества человека, их взаимодействие. Поскольку личность является предметом изучения ряда гуманитарных наук, охарактеризуйте философский, психологический подход к изучению личности и подробнее остановитесь на своеобразии социологического изучения личности. Выделите наиболее важные проблемы для социологии.

Раскрывая содержание второго вопроса можно подчеркнуть, что сложность и многогранность процесса формирования и развития личности обусловил появление различных теорий развития личности. Остановитесь на нескольких основных конституциональных подходах к изучению личности: а) социологический подход (Э. Уилсон, Д. Фридман); б) ролевая теория личности (Дж. Г.Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани – разработали разные варианты этой теории); в) марксистский подход (К. Маркс); г) психоаналитический подход.

3. Подход к анализу третьего пункта плана необходимо осуществить с понятия «социализации» и «агентов социализации». Вам следует ответить на вопрос какую роль в формировании личности играют ее психо-физиологические особенности и характер. Какова роль сформированных мировоззренческих установок личности. Как личность реализуется в поведенческой модели свои мотивы, потребности, интересы и цели. В чем заключается проблема социальной зрелости личности? Насколько действенен социальный контроль в обществе? Необходимо также ответить на вопрос как личность проявляется в условиях рыночных отношений?

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Социология семьи. Учебник под ред. проф. А.И. Антонова. 2е изд., - М.: ИНФРА, 2007.

3. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

4. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

5. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология. Учебное пособие/под ред. Голенковой З.Т.- М, Гардарики, 2005.

6. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

8. Кон И.С. Социология личности.- М.: Изд-во политической литературы, 1984.

9. Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья в России и в США: сравнительный обзор./Семья на пороге тысячелетия. - М., 1995.

10. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.: Питер, 2007.

11. Тощенко Ж.Б. Парадоксальный человек. – М., 2008

Вариант 23. Социальные конфликты

1. Сущность, характеристика и функции конфликтов.

2. Способы разрешения социальных конфликтов.

3. Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующее выражение: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность – получает ритм себе в сопротивление».

Объясните и прокомментируйте данное высказывание.

В первом вопросе дайте определение понятия «социальный конфликт», раскройте его природу как общественного явления. Обратите внимание на разработку теории социального конфликта известными исследователями этого направления – Г. Зиммель, Г. Дарендорф, Л. Козер, К.Э. Боулдинг, К. Маркс.

Назовите причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Как проявляют себя конфликты в открытых и закрытых обществах? Социальный конфликт в своем развитии проходит определенные этапы, выделите их и охарактеризуйте. Назовите типы социальных конфликтов, охарактеризуйте их, определите формы проявления этих типов конфликтов.

Раскрывая второй вопрос, сформулируйте условия, при которых возможно разрешение социальных конфликтов, назовите меры способствующие разрешению конфликтов. Изложите методы разрешения конфликтов. Какова роль насилия в конфликте. Можно ли считать реформы и революции формами проявления социальных конфликтов? Приведите примеры из современной истории России.

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., Юнити-Дана, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

4. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология. Учебное пособие/под ред. Голенковой З.Т.- М, Гардарики, 2005. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб. Питер, 2007.

5. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., Гардарики, 2002.

6. Зайцев А. Социальный конфликт. М., 2000.

7. Зеленков М.Ю. Социально-психологические проблемы конфликтов. М., МИИТ, 2003.

8. Конфликтология: учебник для студентов вузов./под ред. проф. Ратникова В.П., 2е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

9. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

10. Козырев Г.И. Социология: учеб.пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

11. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

12. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: учеб. пособие. – М., 2008.

13. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.: Питер, 2007.

Вариант 24. Основы прикладной социологии

1. Цель и общественная значимость прикладной социологии

2. Основные характеристики социологического исследования: понятие, структура, виды, функции.

3. Составьте таблицу основных этапов проведения социологического исследования и раскройте содержание каждого.

Основные этапы социологического исследования Содержание
   
   
   
   

При рассмотрении первого вопроса отметьте, какую часть социологического знания прикладная социология представляет, на что она нацелена и на что опирается.

Здесь же в первом вопросе выделить главную причину обращения к социологическим исследованиям, отметить те возможности, которыми обладают социологические исследования. Раскройте методологию социологического исследования, определите понятие методологии, в чем специфика социологической методологии, определите структуру социологической методологии, назовите основные методологические парадигмы общей и прикладной социологии.

Дайте определение понятия методики социологического исследования, назовите инструменты методики.

Второй вопрос следует начать с определения «конкретное социологическое исследование», раскрыть структуру, виды, этапы, важно отметить, чем обусловлено единство эмпирического и теоретического компонентов в структуре прикладной социологии. При этом следует иметь ввиду одно немаловажное обстоятельство. Хотя каждое социологическое исследование включает в себя все 4 этапа, единой формы, социологического анализа, предназначенной для изучения разной сложности социальных проблем, не существует. Поэтому виды социологических исследований выделяют в зависимости от глубины требуемого анализа, от поставленных в нем целей, от масштабности и сложности решаемых исследовательских задач, от чистоты проведения. Назовите виды социологических исследований и остановитесь на используемых чаще всего в социологии видах исследования. Охарактеризуйте этапы проведения социологических исследований.

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

4. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология. Учебное пособие/под ред. Голенковой З.Т.- М, Гардарики, 2005.

5. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. Учебное пособие. М., Гардарики, 2004.

6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология Учебное пособие для вузов. М., Центр социологического прогнозирования (ПИК ВИНИТИ), 2003.

7. Козырев Г.И. Социология: учеб.пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

8. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

9. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин).- СПб.: Питер, 2007.

10. Штомпка А. Социология. – М.: Логос, 2008.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие. – 3-е изд.; испр. – М.: Омега-Л, 2007.

Вариант 25. Методы анализа эмпирических данных

1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу.

2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных.

3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его составлению.

Первый вопрос целесообразно начать с выделения этапов процесса анализа и обобщения материала, роли их в социологическом исследовании. Затем надо дать характеристику подготовки и обработки инструментария. Обратите внимание на особенности процедуры кодирования, в чем смысл этой процедуры, какие системы кодирования вы знаете.

При рассмотрении второго вопроса очень важно подчеркнуть, что такое «статистическая группировка», каковы ее функции в исследовании. Очень важно выделить виды и типы группировок, а также способы их классификации. Следует остановиться на выявлении свойств простой и сложной группировки данных. Дайте характеристику рядам распределения.

Рассмотрите виды и типы таблиц и графиков, дайте структуру, например, таблицы сопряженности: объясните назначение одномерных и двухмерных таблиц в анализе данных, принципы их построения.

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Валлерстайн И. Конец земного мира. Социология ХХ1 века /Пер. с англ. – М.: Логос, 2004.

4. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

5. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология. Учебное пособие/под ред. Голенковой З.Т.- М, Гардарики, 2005.

6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология Учебное пособие для вузов. М., Центр социологического прогнозирования (ПИК ВИНИТИ), 2003.

7. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. Учебное пособие. М., Гардарики, 2004.

8. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология. Учебно-методическое пособие. Омск, НОУ «ОГУ», 2003.

9. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

10. Козырев Г.И. Социология: учеб.пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие. – 3-е изд.; испр. – М.: Омега-Л, 2007.

Вариант 26. Мировая система и процессы глобализации

1. Социальные изменения и основные подходы к их исследованию.

2. Источники и факторы социальных изменений, неравномерность и противоречивость.

3. Концепции социального прогресса, формирование мировой системы.

Изложение первого вопроса целесообразно начать с объяснения понятий «социальные изменения», «социальная динамика», «социальное поле», социальная система» Проиллюстрировать два основных подхода к анализу социальных изменений. Раскрыть характерные черты социального изменения, его черты, источники, движущие силы, которые присущи различным подходам к анализу общества.

Во втором вопросе необходимо надо подчеркнуть, как социальные изменения проявляются в обществе в целом, в чем заключается противоречивость социальных перемен, как их возможно прогнозировать? Что влекут за собой социальные движения, организованные действия людей. Подвержены они реформированию или склоняются к революционным преобразованиям. Не влекут ли они за собой серию кризисов, которые могут принципиально изменить общество.

Третий вопрос необходимо начать с понятий «социальная стабильность» и «социальный кризис». Рассмотреть модели изменений. Проанализировать такие явления как социальный прогресс и регресс и сделать акцент на том, что социология, при анализе социального мира Главным индикатором всех социальных изменений считает человека с его возможностью раскрыть во всей полноте свои физические и нравственные силы. В заключении следует порассуждать над тезисом: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Литература:

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004, а также: М.: Проспект, 2010.

2. Адорно Т. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010.

3. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология ХХ1 века /Пер. с англ. – М.: Логос, 2004.

4. Глобалистика: международный, междисциплинарный энциклопедический словарь/ Гл. ред.: И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М.-СПб.: «Елима», ИД «Питер», 2006.

5. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.

6. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. – М., 2007.

7. Козырев Г.И. Социология: учеб.пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.

8. Луман М. Социальные системы. – М.: Наука, 2007.

9. Нисбет Р. Прогресс: история идеи /пер. с англ. под ред.,. Кузнецова и Гр. Сапова. – М.: ИРИСПЭН, 2007.

10. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. – СП..: Алетейя, 2002.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие. – 3-е изд.; испр. – М.: Омега-Л, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: