Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Кол-во часов | Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание |
Лекции | |
Раздел 1. Социальная психология как наука | |
Тема «Предмет социальной психологии». Теоретические и практические задачи» Социальная психология как культурный феномен. Предметное поле социальной психологии. Особенности становления социальной психологии в отечественной психологии. Состояние социальной психологии в зарубежной и отечественной науке в настоящее время. Научные и прикладные задачи социальной психологии. | |
Раздел 2. Психология общения | |
Тема«Понятие, структура и виды общения» Понятие общения. Функции общения. Общение как форма существования и проявления человеческой сущности. Коммуникативно-связующая функция общения. Психотерапевтическая, подтверждающая функция общения. Виды общения. Основополагающие принципы диалогического общения (К. Роджерс). Особенности общения в современном мире. | |
Тема «Особенности человеческой коммуникации». Создание общего информационного поля. Механизм обратной связи. Понятие эффективной обратной связи. Трансляция смысла сообщения и коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер как механизм психологической защиты. Фонетический, семантический и стилистический барьеры - ситуации их возникновения. Коммуникативная позиция коммуникатора и ее влияние на поведение и психологические реакции реципиента. Вербальный и невербальный каналы передачи информации. Виды невербальных средств и их роль в человеческом общении. Психологическое искусство слышать других (нерефлексивное и рефлексивное слушание). Целенаправленное коммуникативное воздействие. Особенности авторитарной и диалогической коммуникации. Условия успешного влияния в диалогическом общении. Проблемы и тонкости педагогического воздействия. | |
Тема 3 «Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения» Составляющие процесса социальной перцепции. Наблюдатель: особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок. Наблюдаемый: важнейшие источники информации. Основные источники информации о воспринимаемом человеке. Важнейшие перцептивные ситуации и перцептивные механизмы. Ситуация ролевого, межгруппового взаимодействия - схемы первого впечатления, стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм. Ситуация межличностного взаимодействия - идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия. Ситуация непонимания партнера - причинно-следственное приписывание или каузальная атрибуция. Самоподача и проблема открытости. | |
Раздел 3. Социальная психология групп. | |
Тема «Структурные характеристики малой группы» Параметры анализа группы в социальной психологии. Статус личности в группе, групповая роль. Эмоциональная структура малой группы - основные характеристики эмоциональной структуры. Диагностика эмоциональной структуры группы. Структура психологической власти в малой группе. Лидерство и руководство как феномен психологической власти в группе. Роли инструментального и экспрессивного лидера. Источники влияния руководителя на подчиненных. Модели руководства: директивная, кооперативная, недирективная. Особенности педагогического руководства. Факторы, влияющие на успешность педагогического руководства. Коммуникативная структура малой группы. Механизмы развития межличностных отношений в группе: совместимость и сработанность. Механизмы изменения групповых структур. Ролевая структура малой группы. Подходы к классификации ролей. Связь ролевой структуры и эффективности ее жизнедеятельности. | |
Тема «Динамические характеристики малой группы» Понятие групповой динамики. Нормативное влияние в группе. Понятие групповой нормы. Характеристика функционирования норм в группе. Нормативное влияние большинства: проблема конформизма и независимости. Факторы, влияющие на конформность. Нормативное влияние меньшинства: вопросы креативности и развития. Основные следствия влияния меньшинства для группы и ее участников. Нормативное влияние и статус, процесс нормативного самоопределения. Развитие и сплочение малой группы. Подходы к выделению этапов развития малой группы (модели Л.И. Уманского, Б. Такмена, Е. Мабри и др.). Движущие силы и механизмы развития группы. Понятие групповой сплоченности, основные детерминанты сплоченности. Процесс принятия групповых решений. Феноменологический аспект. Технологии принятия решений. Механизмы групповой динамики. | |
Раздел 4. Социальная психология личности. | |
Тема «Социально-психологическая характеристика личности» Понимание личности в социальной психологии. Необходимость комплексного подхода к изучению личности. Определение роли психологической науки в комплексном подходе. Процесс социального развития личности: трансляция группового опыта; создание нового группового опыта; определение социально ценных перспектив индивидуального развития человека; формирование социально значимых качеств личности. Механизмы и институты социализации. Этапы социального развития личности. Социальное развитие в детском и подростковом возрасте. Социальное развитие во взрослом возрасте. Социально-психологические параметры анализа личности | |
Практические занятия /семинары | |
Раздел 1. Социальная психология как наука | |
Тема «Предмет и методы социальной психологии» Специфика социально-психологических явлений. Предметное поле социальной психологии. Классификация методов социальной психологии и их характеристика: методы изучения социально-психологической реальности; методы активного социально-психологического обучения. Эксперимент в социальной психологии: экологическая валидность эксперимента, проблема этики проведения экспериментов с участием людей. Социометрия как метод диагностики внутригрупповых отношений, возможности использования в школьной практике. | |
Раздел 2. Психология общения | |
Тема: «Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения» Составляющие процесса социальной перцепции. Наблюдатель: особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок. Наблюдаемый: важнейшие источники информации. Основные источники информации о воспринимаемом человеке. Важнейшие перцептивные ситуации и перцептивные механизмы. Механизмы межличностного познания и понимания в ситуации межличностного взаимодействия – идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия. Значение эмпатиии в педагогической деятельности. Методы, способствующие развитию эмпатии. Самоподача и проблема открытости. | |
Тема: «Проблемы эффективного воздействия в процессе общения» Эффективная обратная связь. Основные правила подачи обратной связи. Техники эффективного общения: нерефлексивное и рефлексивное слушание (выяснение, отражение чувств, резюмирование, перефразирование). Проблемы и тонкости педагогического воздействия. Понятие эффективного педагогического воздействия. Критика как форма воспитательного воздействия. Условия реализации эффективной критики. | |
Тема «Мотивы социального поведения» Социальный мотив агрессии. Основные теоретические подходы к пониманию человеческой агрессивности. Факторы, детерминирующие агрессивное поведение. Проблема социализации агрессии. Альтруизм и другие мотивы конструктивного социального поведения. Условия, способствующие проявлению альтруизма. | |
Раздел 3. Социальная психология групп. | |
Тема «Структурные характеристики малой группы» Параметры анализа группы в социальной психологии. Статус личности в группе, групповая роль. Эмоциональная структура малой группы - основные характеристики эмоциональной структуры. Диагностика эмоциональной структуры группы. | |
Раздел 4. Социальная психология личности. | |
Тема: Социально-психологические регуляторы поведения человека» Понятие социальной установки: историко-теоретический обзор. Установки и реальное социальное поведение. Изменение установок. Пути формирования и изменения установок. Социально-психологическая диагностика и проблема прогнозирования социального поведения человека. | |
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены | |
Заочная форма обучения | |
1 семестр | |
Лекции | |
Раздел 1. Социальная психология как наука | |
Тема «Предмет социальной психологии». Теоретические и практические задачи» Социальная психология как культурный феномен. Предметное поле социальной психологии. Особенности становления социальной психологии в отечественной психологии. Состояние социальной психологии в зарубежной и отечественной науке в настоящее время. Разделы социальной психологии. | |
Практические занятия учебным планом не предусмотрены | |
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены | |
2 семестр | |
Лекции | |
Раздел 2. Психология общения | |
Тема «Особенности человеческой коммуникации». Создание общего информационного поля. Механизм обратной связи. Понятие эффективной обратной связи. Трансляция смысла сообщения и коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер как механизм психологической защиты. Фонетический, семантический и стилистический барьеры - ситуации их возникновения. Коммуникативная позиция коммуникатора и ее влияние на поведение и психологические реакции реципиента. Вербальный и невербальный каналы передачи информации. Виды невербальных средств и их роль в человеческом общении. Психологическое искусство слышать других (нерефлексивное и рефлексивное слушание). Целенаправленное коммуникативное воздействие. Особенности авторитарной и диалогической коммуникации. Условия успешного влияния в диалогическом общении. Проблемы и тонкости педагогического воздействия. | |
Практические занятия /семинары | |
Раздел 2. Психология общения | |
Тема 3 «Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения» Составляющие процесса социальной перцепции. Наблюдатель: особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок. Наблюдаемый: важнейшие источники информации. Основные источники информации о воспринимаемом человеке. Важнейшие перцептивные ситуации и перцептивные механизмы. Ситуация ролевого, межгруппового взаимодействия - схемы первого впечатления, стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм. Ситуация межличностного взаимодействия - идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия. Ситуация непонимания партнера - причинно-следственное приписывание или каузальная атрибуция. Самоподача и проблема открытости. | |
Тема «Мотивы социального поведения» Социальный мотив агрессии. Основные теоретические подходы к пониманию человеческой агрессивности. Факторы, детерминирующие агрессивное поведение. Проблема социализации агрессии. Альтруизм и другие мотивы конструктивного социального поведения. Условия, способствующие проявлению альтруизма. | |
Раздел 3. Социальная психология групп. | |
Тема «Структурные характеристики малой группы» Параметры анализа группы в социальной психологии. Статус личности в группе, групповая роль. Эмоциональная структура малой группы - основные характеристики эмоциональной структуры. Диагностика эмоциональной структуры группы. Структура психологической власти в малой группе. Лидерство и руководство как феномен психологической власти в группе. Роли инструментального и экспрессивного лидера. Источники влияния руководителя на подчиненных. Модели руководства: директивная, кооперативная, недирективная. Особенности педагогического руководства. Факторы, влияющие на успешность педагогического руководства. | |
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены |