Введение включает:
Актуальность темы исследования, которой автор аргументирует значимость темы исследования современным тенденциям развития образования, культуры и т.д. В качестве источников анализа могут выступать: официальные государственные документы, программы, публицистика, современное научное знание.
Проблема исследования – осознанное противоречие между имеющимся и должным, известным и неизвестным.
Источники анализа:
¾ результаты исследований по данному вопросу (публикации),
¾ пилотажное исследование практики (наблюдение, изучение документации, анкетирование, социологический опрос).
Тема исследования – название исследования. Тема должна носить проблемный характер, в ней необходимо отразить объект, предмет и контингент исследования.
Объект исследования – явление действительности, относящее к области определенного научного знания. Например:педагогический процесс формирования (воспитания, развития, обучения и т.д.)
Предмет исследования – сторона, аспект явления действительности, находящийся во взаимосвязи с объектом исследования.
|
|
Контингент исследования – лица, включенные в проведение опытно-экспериментального исследования.
Цель исследования – обоснованное представление о результатах исследования. Например:
Изучение / выявление особенностей влияния … (предмет исследования) на … (объект исследования) у … (контингент исследования).
Изучение / выявление особенностей формирования … (объект исследования) у …(контингент исследования) через … (предмет исследования).
Задачи исследования – логический ряд шагов достижения цели.
Примерный алгоритм задач:
1. Обосновать актуальность проблемы
2. Теоретически, концептуально обосновать (объект и предмет исследования)…
3. Определить показатели и критерии диагностики изучаемого объекта (конкретизировать, систематизировать) – выявление сущности объекта
4. Систематизировать (подобрать, уточнить, модифицировать, разработать) методы диагностики изучаемого объекта
5. Определить наличествующий уровень объекта (педагогическая диагностика)
6. Разработать обучающую (воспитательную, развивающую, коррекционную) программу в соответствии с предметом исследования
7. Апробировать, внедрить программу
8. Определить эффективность влияния предмета на объект исследования
9. Аргументировать и обосновать полученные результаты исследования
10. Разработать методические рекомендации по использованию полученных результатов в практике
*Рекомендуется использовать не более 5 исследовательских задач.
Гипотеза исследования – мысленная реализация замысла, предположение о существующей связи между явлениями, догадка о путях и способах решения поставленных задач
|
|
Клише:
«В основе гипотезы находится предположение о том, что … (соотношение объекта и предмета) обнаруживается при следующих условиях … (факторы, которые будут наиболее оптимальными способами решения противоречия)».
Теоретическая основа исследования – ряд концептуальных положений, в свете которых будет решаться заявленная проблема (со ссылками на авторов).
Методы исследования - исследовательский инструментарий, перечень способов сбора и обработки результатов.
Организационная база исследования - образовательное учреждение, другие социальные образовательные институты, на базе которых будут осуществляться исследовательские процедуры.
Этапы исследования – описание хода исследования с указанием сроков.
Примерный перечень этапов:
¾ теоретико-поисковый;
¾ диагностический;
¾ прогностический;
¾ опытно-экспериментальный;
¾ итогово-аналитический или обобщающий.
Практическая значимость исследования и апробация результатов исследования
¾ перечень публикаций (в периодических изданиях, сборниках студенческих конференций);
¾ рекомендации по использованию результатов исследования для практических работников.