Раздел «Маркетинговые исследования. Заключение о рыночном состоянии отрасли и конкуренции» – эта часть является наиболее важной. Чтобы подготовить убедительное экономическое обоснование эффективности планируемых к реализации мероприятий, необходимо представить данные о рынке (включая конкуренцию) и детально показать, как планируемые маркетинговые операции могут обеспечить успешное функционирование проекта на внутреннем и внешнем рынке.
Рекомендуется проводить анализ рынка по четырем важнейшим направлениям:
а) отрасль / сектор. В данном случае под отраслью или сектором подразумевается та отрасль, в которой предполагается внедрение создаваемого программного или технического средства. Например, отрасль промышленного производства, для случая, когда создаваемое программное или техническое средство разрабатывается под конкретные промышленные предприятия, с учетом специфики основных процессов. Продукт может иметь широкое применение, если мы говорим, например, о создании программного средства, автоматизирующего отдельные обслуживающие функции, такие как учет, планирование и пр., по сути дела, имеющие место на предприятиях различных отраслей. Характеристика отрасли, которую необходимо дать, включает в себя рассмотрение следующих аспектов:
|
|
- главных отличительных черт отрасли;
- важнейших покупателей (для олигополистического рынка, частично для рынка монополистической конкуренции);
- сферы применения разрабатываемых программных или технических средств;
- вероятных тенденций развития отрасли;
- прогнозов на перспективу;
б) состояние потребительского рынка. Здесь необходимо определить целевые сегменты рынка, на которые ориентировано создаваемое программное или техническое средство, факторы успеха у потребителей. Для характеристики целевых сегментов необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- на какие крупные области рынка нацелено создаваемое программное или техническое средство?
- где находятся целевые сегменты?
- как целевые сегменты изменяются / развиваются?
Определение факторов успеха у потребителей в каждом целевом сегменте может базироваться на использовании следующей информации:
- выявлении критических элементов – критических факторов успеха программных или технических средств (надежность, качество, цена, обслуживание и т.п.);
- характеристике потребителей (размер компании, количество клиентов, личные особенности должностных лиц, принимающих решения);
- проявлению сезонной изменчивости к создаваемому программному или техническому средству;
- анализу уже достигнутых в отношениях с потребителями успехов;
|
|
в) конкуренция. Должное внимание следует уделить нынешним и вероятным будущим конкурентам с объективной оценкой сильных и слабых сторон создаваемого программного или технического средства:
- кто конкуренты сейчас и в будущем?
- как создаваемые программные или технические средства выглядят по сравнению с продуктами, выпускаемыми конкурентами?
- какова стратегия конкурентов на ближайшую перспективу?
- почему ваше средство добьется успеха?
г) маркетинговая деятельность. Следует изложить ваши планы относительно позиционирования продукта на рынке по качеству, цене, обслуживанию и т.д., а также дать информацию о планах в отношении:
- продвижения и рекламы;
- обслуживания потребителей;
- географической экспансии (на внутреннем рынке, за рубежом);
- приоритетных возможностях.
Информация о маркетинговой деятельности необходима, прежде всего, когда речь заходит о создании программных или технических средств, ориентированных на широкий круг потребителей. Экономический эффект в этом случае будет определяться величиной привлеченных потребителей, побужденных к приобретению разработанного средства, и от маркетинговой политики в первую очередь зависит уровень доходности проекта, а значит и рентабельность, прибыльность проекта внедрения ваших разработок.