Демонстрации. Ø Астрономические наблюдения

Ø Астрономические наблюдения

Ø Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.

Ø Наблюдение движения Луны, Солнца, планет относительно звезд.


Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Раздел 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (9 часов)
  1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч)
Физические явления. Физика - наука о при­роде. Физические свойства тел. Физические величины и их измерения. Физи­ческие величины. Физические приборы. Измерения длины. Время как характеристика физических процессов. Измерения времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипо­теза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент. Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов приро­ды. Научные гипотезы. Физические законы. Фи­зическая картина мира. Наука и техника. Физика и техника. Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения - гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (4 часа)
Атомное строение вещества. Тепловое движе­ние атомов и молекул. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатные со­стояния вещества. Свойства газов. Свойства жид­костей и твердых тел Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил мо­лекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. Исследовать зависимость объема газа от давления при постоянной температуре.
Раздел 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (80 часов)
Механическое движение. Описание механи­ческого движения тел. Система отсчета. Траек­тория движения и путь. Скорость - векторная величина. Модуль векторной величины. Методы исследования механического движения. Методы измерения скорости. Равномерное прямолинейное движение. Гра­фики зависимости модуля скорости и пути рав­номерного движения от времени. Неравномерное движение. Мгновенная ско­рость. Ускорение. Равноускоренное движение. Сво­бодное падение. Зависимость модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени. Графики зависимости модуля скорости и пу­ти равноускоренного движения от времени. Равномерное движение по окружности. Центро­стремительное ускорение Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Измерять скорость равномерного движения. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Измерять ускорение свободного падения. Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренно­го прямолинейного движения тела от времени. Измерять центростремительное ускорение при движе­нии тела по окружности с постоянной по модулю ско­ростью. Приводить примеры практического использования фи­зических знаний о механических явлениях и физических за­конах.
Явление инерции. Инертность тел. Первый за­кон Ньютона. Масса. Масса - мера инертности и мера спо­собности тела к гравитационному взаимодей­ствию. Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества.
Законы механического взаимодействия тел. Вза­имодействие тел. Результат взаимодействия тел -изменение скорости тела или деформация тела. Сила как мера взаимодействия тел. Сила -векторная величина. Единица силы - ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Равновесие тел. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условия плавания тел Вычислять ускорение тела, силы, действующей на те­ло, или массу на основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружи­ны от приложенной силы. Понимать ограниченность использования закона Гука. Экспериментально находить равнодействующую двух сил. Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального дав­ления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Измерять силу всемирного тяготения. Понимать всеобщий характер фундаментальных закона всемирного тяготения. Исследовать условия равновесия рычага. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела. Обнаруживать существование атмосферного давле­ния. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда. Понимать ограниченность использования закона Паскаля, закона Архимеда. Исследовать условия плавания тел.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реак­тивное движение. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциаль­ная энергия. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения меха­нической энергии. Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты. Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел. Приводить примеры практического использования физических знаний о простых механизмах. Использовать знания о простых механизмах в повседневной жизни дл обеспечения безопасности и сохранения здоровья. Измерять работу силы. Измерять кинетическую энергию тела по длине тор­мозного пути. Измерять энергию упругой деформации пружины. Экспериментально сравнивать изменения потенциаль­ной и кинетической энергий тела при движении по на­клонной плоскости. Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергий тела. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов.
Механические колебания. Механические вол­ны. Длина волны. Звук. Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятни­ка от его длины и амплитуды колебаний. Исследовать закономерности колебаний груза на пру­жине. Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн. Экспериментально определять границы частоты слы­шимых звуковых колебаний.
Раздел 3. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (26 часов)
Температура. Методы измерения температу­ры. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Тепловое равновесие. Внутрен­няя энергия. Работа и теплопередача как спосо­бы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередач: теплопроводность, кон­векция, излучение. Количество теплоты. Удель­ная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Превращения вещества. Плавление и кристал­лизация. Удельная теплота плавления и парооб­разования. Испарение и конденсация. Насыщен­ный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависи­мость температуры кипения от давления. Удель­ная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в тепловых процес­сах. Принципы работы тепловых машин. КПД теплового двигателя. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Принцип действия холодильника. Эко­логические проблемы использования тепловых машин Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоем­кость вещества при теплопередаче. Измерять удельную теплоемкость вещества. Измерять теплоту плавления льда. Исследовать тепловые свойства парафина. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в ре­зультате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообра­зования вещества. Понимать всеобщих характер фундаментального физического закона сохранения энергии в тепловых процессах. Измерять влажность воздуха по точке росы. Понимать экологические проблемы, возникающие при использовании тепловых двигателей. Приводить примеры экологических последствий применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.
Раздел 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (71 час)
1. Электрические и магнитные явления (29 часов)
Электризация тел. Два вида электрических за­рядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохране­ния электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электри­ческое сопротивление. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последова­тельное и параллельное соединения проводни­ков. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Полупроводниковые приборы. Правила без­опасности при работе с источниками электричес­кого тока. Наблюдать явления электризации тел при соприкос­новении. Объяснять явления электризации тел и взаимодей­ствия электрических зарядов. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать и испытывать электрическую цепь. Изготовлять и испытывать гальванический элемент. Измерять силу тока в электрической цепи. Измерять напряжение на участке цепи. Измерять электрическое сопротивление. Использовать знания об электромагнитных явлениях в Повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность электрического тока. Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока. Объяснять явления нагревания проводников электри­ческим током. Приводить примеры практического использования фи­зических знаний о электромагнитных явлениях. Различать границы применимости физических зако­нов, понимать всеобщий характер фундаментальных за­конов (закон сохранения электрического заряда) и огра­ниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца) Изучать работу полупроводникового диода. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Взаимодействие постоянных магнитов. Маг­нитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле то­ка. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с то­ком. Сила Ампера. Электродвигатель постоянного тока. Экспериментально изучать явления магнитного взаи­модействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на провод­ник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.
2. Электромагнитные колебания и волны. Оптика (42 часа)
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор. Электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны. Свойства электро­магнитных волн. Принципы радиосвязи и теле­видения. Свет - электромагнитная волна. Влия­ние электромагнитных излучений на живые орга­низмы. Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции. Изучать работу электрогенератора постоянного тока. Получать переменный ток вращением катушки в маг­нитном поле. Экспериментально изучать свойства электромагнитных волн.
Свойства света. Прямолинейное распростра­нение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Дис­персия света. Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.
Раздел 5. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9часов)
Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Строение и свойства атомных ядер Зарядовое и массовое числа. Ядер­ные силы. Дефект масс. Энергия связи. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерная энергия. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Влияние радиоактивных излучении на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Измерять элементарный электрический заряд. Наблюдать линейчатые спектры излучения. Использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц) для сохранения здоровья. Приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы, понимать принцип действия дозиметра. Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Раздел 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (4 часа)
Видимые движения небесных светил. Геоцент­рическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав и строение Солнечной системы. Физи­ческая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной Системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Ознакомиться с созвездиями и наблюдать суточное вращение звездного неба. Наблюдать движения Луны, Солнца и планет отно­сительно звезд. Указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной систе­мы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба. Различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её темпе­ратурой. Различать гипотезы о происхождении Солнечной си­стемы.
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ (11 часов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: