Ø Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.
Ø Наблюдение движения Луны, Солнца, планет относительно звезд.
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
|
Раздел 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (9 часов)
|
- Физика и физические методы изучения природы (5 ч)
|
Физические явления. Физика - наука о природе. Физические свойства тел.
Физические величины и их измерения. Физические величины. Физические приборы.
Измерения длины. Время как характеристика физических процессов. Измерения времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение.
Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент.
Физические методы изучения природы.
Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира.
Наука и техника. Физика и техника.
| Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю.
Высказывать предположения - гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора.
|
Первоначальные сведения о строении вещества (4 часа)
|
Атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей и твердых тел
| Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.
Исследовать зависимость объема газа от давления при постоянной температуре.
|
Раздел 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (80 часов)
|
Механическое движение. Описание механического движения тел. Система отсчета. Траектория движения и путь. Скорость - векторная величина. Модуль векторной величины. Методы исследования механического движения. Методы измерения скорости.
Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.
Графики зависимости модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.
Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение
| Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.
Измерять скорость равномерного движения.
Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.
Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.
Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела.
Измерять ускорение свободного падения.
Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.
Измерять центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах.
|
Явление инерции. Инертность тел. Первый закон Ньютона.
Масса. Масса - мера инертности и мера способности тела к гравитационному взаимодействию. Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности.
| Измерять массу тела. Измерять плотность вещества.
|
Законы механического взаимодействия тел. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия тел -изменение скорости тела или деформация тела.
Сила как мера взаимодействия тел. Сила -векторная величина.
Единица силы - ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила трения. Сила тяжести.
Закон всемирного тяготения.
Равновесие тел.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления.
Закон Паскаля. Гидравлические машины.
Закон Архимеда. Условия плавания тел
| Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массу на основе второго закона Ньютона.
Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Понимать ограниченность использования закона Гука.
Экспериментально находить равнодействующую двух сил.
Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
Измерять силы взаимодействия двух тел.
Измерять силу всемирного тяготения.
Понимать всеобщий характер фундаментальных закона всемирного тяготения.
Исследовать условия равновесия рычага.
Экспериментально находить центр тяжести плоского тела.
Обнаруживать существование атмосферного давления.
Объяснять причины плавания тел.
Измерять силу Архимеда.
Понимать ограниченность использования закона Паскаля, закона Архимеда.
Исследовать условия плавания тел.
|
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент
полезного действия.
Методы измерения работы и мощности.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.
| Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты.
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.
Приводить примеры практического использования физических знаний о простых механизмах. Использовать знания о простых механизмах в повседневной жизни дл обеспечения безопасности и сохранения здоровья.
Измерять работу силы.
Измерять кинетическую энергию тела по длине тормозного пути. Измерять энергию упругой деформации пружины.
Экспериментально сравнивать изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении по наклонной плоскости.
Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергий тела.
Измерять мощность.
Измерять КПД наклонной плоскости.
Вычислять КПД простых механизмов.
|
Механические колебания. Механические волны. Длина волны. Звук.
| Объяснять процесс колебаний маятника.
Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний.
Исследовать закономерности колебаний груза на пружине.
Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн.
Экспериментально определять границы частоты слышимых звуковых колебаний.
|
Раздел 3. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (26 часов)
|
Температура. Методы измерения температуры. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.
Виды теплопередач: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Превращения вещества. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота сгорания.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. КПД теплового двигателя. Паровая турбина.
Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Принцип действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин
| Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил.
Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче.
Измерять удельную теплоемкость вещества.
Измерять теплоту плавления льда.
Исследовать тепловые свойства парафина.
Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения.
Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации.
Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества.
Понимать всеобщих характер фундаментального физического закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерять влажность воздуха по точке росы.
Понимать экологические проблемы, возникающие при использовании тепловых двигателей.
Приводить примеры экологических последствий применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.
|
Раздел 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (71 час)
|
1. Электрические и магнитные явления (29 часов)
|
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
| Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении.
Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.
Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков.
Собирать и испытывать электрическую цепь.
Изготовлять и испытывать гальванический элемент.
Измерять силу тока в электрической цепи.
Измерять напряжение на участке цепи.
Измерять электрическое сопротивление.
Использовать знания об электромагнитных явлениях в Повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами.
Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах.
Измерять работу и мощность электрического тока.
Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока.
Объяснять явления нагревания проводников электрическим током.
Приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях.
Различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца)
Изучать работу полупроводникового диода.
Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
|
Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
Электродвигатель постоянного тока.
| Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел.
Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку.
Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током.
Обнаруживать магнитное взаимодействие токов.
Изучать принцип действия электродвигателя.
|
2. Электромагнитные колебания и волны. Оптика (42 часа)
|
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор.
Электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
| Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции.
Изучать работу электрогенератора постоянного тока.
Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле.
Экспериментально изучать свойства электромагнитных волн.
|
Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало.
Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
| Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.
|
Раздел 5. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9часов)
|
Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Строение и свойства атомных ядер Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Дефект масс.
Энергия связи.
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.
Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерная энергия. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Влияние радиоактивных излучении на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
| Измерять элементарный электрический заряд. Наблюдать линейчатые спектры излучения.
Использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц) для сохранения здоровья.
Приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы, понимать принцип действия дозиметра.
Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона.
Понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
|
Раздел 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (4 часа)
|
Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Происхождение Солнечной Системы. Физическая природа Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной.
| Ознакомиться с созвездиями и наблюдать суточное вращение звездного неба.
Наблюдать движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.
Указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба.
Различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой.
Различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
|
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ (11 часов)
|