Мищенко Н.М

Изучение жития святого Сергия Радонежского

И святого Стефана Пермского на уроках и внеурочных занятиях: системный подход

Мищенко Н.М.

Изучение житийной литературы в школе - один из самых сложных для учителя раз­де­лов программы как в теоретическом плане, так и в методи­ческом его решении.

Эти трудности, в первую очередь, связаны с недостаточным знани­ем учителями ма­тери­ала по древнерусской литературе и истории, о жанровых особенностях жития, ду­ховно-нравственным основам сознания православно­го человека, их отличия от миропонима­ния язычника.

Во-вторых, успешное изучение темы требует от учителя свободного владения об­шир­ным пластом лексики религиозной духовно-нравственной сферы, малознакомой боль­шинству членов нашего современного общест­ва.

В-третьих, материал, предоставленный в учебниках по теме «Житийная литература» не­достаточен. Так, в учебнике 8-го класса под редакцией В.П. Полухиной дается отрывок из приложения жития Сергия Радонежского Б.Зайцевым и статья «Люди древней Руси».

Ранее в учебнике, под редакцией А.Г.Кутузова (сейчас эти учебники не входят в Федеральный комплект) – «Мир литературы» для 7 класса был помещен пере­вод одного из вариантов жития св. Сергия, что является ис­ключительно правильным. В учебной же статье, предваряющей публика­цию, речь ведется об идеальном герое жития, что, на мой взгляд, не отра­жает до конца точно образ главного героя. Предмет изображения жития - человек, суть которого определяется его святостью. В учебниках по литературе изучается «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Бориса и Глеба». Было бы не лишним углубить и расширить знакомство с жанром жития, в том числе и на внеклассных занятиях.

В-четвертых, в ряде случаев у учителя возникает противоречие между личными убежде­ниями и идейным содержанием жития, позицией автора. Учитель затрудняется вы­брать угол зрения, аспект подачи материала.

Таким образом, изучение житийной литературы требует от учителя соблюдения ряда требова­ний, чтобы не нарушить правильного восприятия учащимися образа главного ге­роя и жанровых особенностей жития.

1. Изучению текста предшествует словарная работа (словарь урока должен быть у каж­дого учащегося).

2. У учеников, если речь о жанре, должны быть тексты самого жития. При его отсут­ст­вии возможна форма урока, как представление произведения учителем.

3. Большое значение имеет наглядность. Она поможет образно воссоздать эпоху, быт, облик люда! из прошлых эпох.

4. Несомненны связи урока с живописью (умение прочитать картину, икону, увидеть то, что роднит икону и житие).

5. Тесным образом связан изучаемый материал со знанием Библии, знания о которой дети частично получают в 4-5 классах. Представление о 10 заповедях Моисея и 9 «запове­дях блаженства» поможет учащемуся понять, что такое христианские добродетели, по­чему в сознании народа складывается мнение о человеке как святом.

6. Какими бы ни были убеждения учителя, какого бы вероисповедания он ни придер­живался, - при изучении житийной литературы в школе следует высказать полное уваже­ние к вере других людей, в том числе к вере автора и «героя» жития. Сомнение, иро­ния, осмеяние постулатов православной веры и того, что с ней связано в повествовании, приво­дит к искажению образа главного героя и идейного содержания жития.

7. Все понятия, о которых пойдет речь на уроке (а они, в основном, вынесены в словар­ную работу), не подвергать изменению, корректировке, личному комментарию.

Таким образом, в случае возникновения противоречия у учителя, личный компонент в препода­вании в данной ситуации исключается.

Такому учителю поможет четкое определение своей позиции и сообщение ее учени­кам, а при изучении произведения - речевые формулы: «Так считает автор»,... «Право­славная церковь», «Это было их твердым убеждением», «Этого требовала Вера», «Так об этом рас­сказывается в житии», «Так учит Евангелие», «Так учили отцы церкви», «Это заповедал Иисус Христос», «Автор жития был в этом убежден» и другие.

8. Следует помнить, что культурологический подход к теме (знакомство с лично­стями Сергия Радонежского и Стефана Пермского как с людьми, выполнившими великую государственную миссию) возможен. Но он не определяет в полной мере суть житийной литературы: великих государственных деятелей много, а жития их не написаны, если они не признаны святыми.

Почти нечего добавить к нашему краткому анализу образовательных областей на пред­мет знакомства школьников с важнейшей традиционной духовно-нравственной ценно­стью - святостью - на уроках по предметам. Что касается работы по духовно-нравственному воспитанию, то классные руководители не включают темы с изуче­нием житий великих людей России, которые являются носителями святости. Счастли­вое исключение в школах Коми Республики составляет, пожалуй, святой Стефан, просветитель зырян, жизнь и деятельность которого включена в предметы этнокультур­ного направления, регионального компонента. Впрочем, на уроках по истории и культуре Коми края изучается не само житие, а тексты других стилей и жанров. Это ещё одна при­чина, которая побуждает нас обратить внимание на житийный жанр.

О житийном жанре

Жития святых – описания жизни духовных и светских лиц, канонизированных христиан­ской церковью. Христианская церковь с первых дней своего существования тща­тельно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. Жития святых составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы.

Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная биогра­фия. Житие получило специальное назначение - стало видом церковного поучения. Вме­сте с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлечен­ный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых момен­тов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала (по Д.С. Лихачеву).

Жития святых были излюбленным чтением наших предков. Даже миряне списы­вали или заказывали для себя житийные сборники. С XVI века, в связи с ростом москов­ского национального сознания, появляются сборники чисто русских житий. К примеру, митрополит Макарий при Грозном с целым штатом сотрудников-грамотеев, более два­дцати лет собирал древнюю русскую письменность в огромный сборник Великих Четьих Миней, в котором жития святых заняли почетное место. В древности вообще к чтению житий святых относились почти с таким же благоговением, как к чтению Священного Писа­ния.

За века своего существования русская агиография прошла через разные формы, знала разные стили и слагалась в тесной зависимости от греческого, риторически разви­того и украшенного жития.

Жития первых русских святых – это книги «Сказание о Борисе и Глебе», Влади­мира I Святославича, «Жития» княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодо­сия Печерского (11-12 вв.) и других.

Среди лучших писателей Древней Руси посвятили свое перо прославлению угодни­ков Нестор Летописец, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.

Именно агиографическая литература многие века давала православному человеку об­разцы высокой нравственности и указывала пути к образу и подобию Божию – нравствен­ному идеалу. В занимательной форме здесь давался наглядный урок практиче­ского применения христианских ценностей. Она рисовала нравственный идеал человека, достигшего полного торжества духа над грешной плотью, полной победы над земными страстями... В центре жития — идеальный христианский герой, следующий в своей жизни Христу.[1] Изучение русской святости в ее истории, и ее религиозной феноменологии явля­ется сейчас одной из насущных задач нашего христианского возрождения.

Этот путь остаётся актуальным и востребованным и в современном обществе. Так кан­дидат исторических наук, член Центрального Совета Российского общества историков и архивистов Зинаида Иноземцева в одном из своих выступлений сказала о том, что даже министр образования России высказался за необходимость изучения в школе житийной литературы. «Влияние духовных подвигов святых на душу огромно, - отметила она. - Это значительный исторический пласт, раскрывается не только человек, но и эпоха. Таким пу­тем восстанавливается истинная история нашего народа».[2]

Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает педагогов современной школы искать новые пути и средства духовно-нравствен­ного воспитания и обращаться в этих поисках к Православию. Однако, не­смотря на огромную роль Православия в жизни России, в жизни всех общественных и государственных институтов, Церковь отделена от государства, школа – от церкви. Как в таких условиях педагогу проводить духовно-нравственное воспитание школьников, кото­рое имеет целью «спасение души»?

Описание пути человека к святости может стать для школьников первым шагом к Православию. Адаптированные для учащихся тексты, современные изложения жи­тий – тот живой материал, через которые входит в детские души Свет Истины, Свет Православия.

«Чудное и тихое житие святого Сергия Радонежского»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: