Изучение жития святого Сергия Радонежского
И святого Стефана Пермского на уроках и внеурочных занятиях: системный подход
Мищенко Н.М.
Изучение житийной литературы в школе - один из самых сложных для учителя разделов программы как в теоретическом плане, так и в методическом его решении.
Эти трудности, в первую очередь, связаны с недостаточным знанием учителями материала по древнерусской литературе и истории, о жанровых особенностях жития, духовно-нравственным основам сознания православного человека, их отличия от миропонимания язычника.
Во-вторых, успешное изучение темы требует от учителя свободного владения обширным пластом лексики религиозной духовно-нравственной сферы, малознакомой большинству членов нашего современного общества.
В-третьих, материал, предоставленный в учебниках по теме «Житийная литература» недостаточен. Так, в учебнике 8-го класса под редакцией В.П. Полухиной дается отрывок из приложения жития Сергия Радонежского Б.Зайцевым и статья «Люди древней Руси».
|
|
Ранее в учебнике, под редакцией А.Г.Кутузова (сейчас эти учебники не входят в Федеральный комплект) – «Мир литературы» для 7 класса был помещен перевод одного из вариантов жития св. Сергия, что является исключительно правильным. В учебной же статье, предваряющей публикацию, речь ведется об идеальном герое жития, что, на мой взгляд, не отражает до конца точно образ главного героя. Предмет изображения жития - человек, суть которого определяется его святостью. В учебниках по литературе изучается «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Бориса и Глеба». Было бы не лишним углубить и расширить знакомство с жанром жития, в том числе и на внеклассных занятиях.
В-четвертых, в ряде случаев у учителя возникает противоречие между личными убеждениями и идейным содержанием жития, позицией автора. Учитель затрудняется выбрать угол зрения, аспект подачи материала.
Таким образом, изучение житийной литературы требует от учителя соблюдения ряда требований, чтобы не нарушить правильного восприятия учащимися образа главного героя и жанровых особенностей жития.
1. Изучению текста предшествует словарная работа (словарь урока должен быть у каждого учащегося).
2. У учеников, если речь о жанре, должны быть тексты самого жития. При его отсутствии возможна форма урока, как представление произведения учителем.
3. Большое значение имеет наглядность. Она поможет образно воссоздать эпоху, быт, облик люда! из прошлых эпох.
4. Несомненны связи урока с живописью (умение прочитать картину, икону, увидеть то, что роднит икону и житие).
|
|
5. Тесным образом связан изучаемый материал со знанием Библии, знания о которой дети частично получают в 4-5 классах. Представление о 10 заповедях Моисея и 9 «заповедях блаженства» поможет учащемуся понять, что такое христианские добродетели, почему в сознании народа складывается мнение о человеке как святом.
6. Какими бы ни были убеждения учителя, какого бы вероисповедания он ни придерживался, - при изучении житийной литературы в школе следует высказать полное уважение к вере других людей, в том числе к вере автора и «героя» жития. Сомнение, ирония, осмеяние постулатов православной веры и того, что с ней связано в повествовании, приводит к искажению образа главного героя и идейного содержания жития.
7. Все понятия, о которых пойдет речь на уроке (а они, в основном, вынесены в словарную работу), не подвергать изменению, корректировке, личному комментарию.
Таким образом, в случае возникновения противоречия у учителя, личный компонент в преподавании в данной ситуации исключается.
Такому учителю поможет четкое определение своей позиции и сообщение ее ученикам, а при изучении произведения - речевые формулы: «Так считает автор»,... «Православная церковь», «Это было их твердым убеждением», «Этого требовала Вера», «Так об этом рассказывается в житии», «Так учит Евангелие», «Так учили отцы церкви», «Это заповедал Иисус Христос», «Автор жития был в этом убежден» и другие.
8. Следует помнить, что культурологический подход к теме (знакомство с личностями Сергия Радонежского и Стефана Пермского как с людьми, выполнившими великую государственную миссию) возможен. Но он не определяет в полной мере суть житийной литературы: великих государственных деятелей много, а жития их не написаны, если они не признаны святыми.
Почти нечего добавить к нашему краткому анализу образовательных областей на предмет знакомства школьников с важнейшей традиционной духовно-нравственной ценностью - святостью - на уроках по предметам. Что касается работы по духовно-нравственному воспитанию, то классные руководители не включают темы с изучением житий великих людей России, которые являются носителями святости. Счастливое исключение в школах Коми Республики составляет, пожалуй, святой Стефан, просветитель зырян, жизнь и деятельность которого включена в предметы этнокультурного направления, регионального компонента. Впрочем, на уроках по истории и культуре Коми края изучается не само житие, а тексты других стилей и жанров. Это ещё одна причина, которая побуждает нас обратить внимание на житийный жанр.
О житийном жанре
Жития святых – описания жизни духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. Жития святых составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы.
Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная биография. Житие получило специальное назначение - стало видом церковного поучения. Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала (по Д.С. Лихачеву).
Жития святых были излюбленным чтением наших предков. Даже миряне списывали или заказывали для себя житийные сборники. С XVI века, в связи с ростом московского национального сознания, появляются сборники чисто русских житий. К примеру, митрополит Макарий при Грозном с целым штатом сотрудников-грамотеев, более двадцати лет собирал древнюю русскую письменность в огромный сборник Великих Четьих Миней, в котором жития святых заняли почетное место. В древности вообще к чтению житий святых относились почти с таким же благоговением, как к чтению Священного Писания.
|
|
За века своего существования русская агиография прошла через разные формы, знала разные стили и слагалась в тесной зависимости от греческого, риторически развитого и украшенного жития.
Жития первых русских святых – это книги «Сказание о Борисе и Глебе», Владимира I Святославича, «Жития» княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского (11-12 вв.) и других.
Среди лучших писателей Древней Руси посвятили свое перо прославлению угодников Нестор Летописец, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.
Именно агиографическая литература многие века давала православному человеку образцы высокой нравственности и указывала пути к образу и подобию Божию – нравственному идеалу. В занимательной форме здесь давался наглядный урок практического применения христианских ценностей. Она рисовала нравственный идеал человека, достигшего полного торжества духа над грешной плотью, полной победы над земными страстями... В центре жития — идеальный христианский герой, следующий в своей жизни Христу.[1] Изучение русской святости в ее истории, и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского возрождения.
Этот путь остаётся актуальным и востребованным и в современном обществе. Так кандидат исторических наук, член Центрального Совета Российского общества историков и архивистов Зинаида Иноземцева в одном из своих выступлений сказала о том, что даже министр образования России высказался за необходимость изучения в школе житийной литературы. «Влияние духовных подвигов святых на душу огромно, - отметила она. - Это значительный исторический пласт, раскрывается не только человек, но и эпоха. Таким путем восстанавливается истинная история нашего народа».[2]
|
|
Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает педагогов современной школы искать новые пути и средства духовно-нравственного воспитания и обращаться в этих поисках к Православию. Однако, несмотря на огромную роль Православия в жизни России, в жизни всех общественных и государственных институтов, Церковь отделена от государства, школа – от церкви. Как в таких условиях педагогу проводить духовно-нравственное воспитание школьников, которое имеет целью «спасение души»?
Описание пути человека к святости может стать для школьников первым шагом к Православию. Адаптированные для учащихся тексты, современные изложения житий – тот живой материал, через которые входит в детские души Свет Истины, Свет Православия.
«Чудное и тихое житие святого Сергия Радонежского»