Формы работы на уроке

Групповая работа с текстом, беседа, чтение отрывков жития на языке оригинала, перевода с древнерусского, работа с понятиями, оформление конспекта через записи в тетради и вклеивания распечатанных материалов, просмотр фильма. Урок представляет собой синтез полученных в процессе самостоятельной работы по отдельным эпизодам жития знаний и представлений о святом Сергии Радонежском, их углубление и расширение, укрупнение универсальных учебных умений от чтения и пере­сказа до формирования ценностного концентра «святость» в отечественной культурной традиции.

Отрывки из жития на древнерусском языке:

«Мать: Киа же имаши грехи? Не видим бо, на тебе знамение благодати и благочестия.

Отрок же рек: Престани, мати моя, что глаголеши? Се бо ты сия глаголеши, яко мати сущая, яко чадородица… естественною любовию одержима; но слыши, Святое глаголет Писание: никто да не похвалится в человецех; никто же чист пред Богом, аще един день живота его будет».

«Внезапно стена церковная расзступися, и се диавол … нвнидесо множеством вои бесовсских, аны не входяйдверми, яко тать и разбойник… Егда Блаженный в хиже своей всенощную свою беспрестанитворяще молитву, внезапубысть шум и хлопот и мятеж мног и смущение; и страх не во сне, но в яве, и се беси мнози и поныпоидоша на Блаженного стадом бесчинно вопиюще и с прещением: отыди, отыди от места сего!»

«Чудное и тихое» житие Сергия Радонежского (2 часа)

Ход урока.

I Введение в тему урока

1. Просмотр отрывка из Всероссийского крестного хода, посвящённого святому Сергию и его юбилею. Что же это за человек, в честь которого приехало не только из России, но из-за рубежа такое количество людей? Они прошли крестным ходом в его память пешком 15 км.

2. Работа с темой урока. Первые два слова темы (выражение Е. Премудрого) до вре­мени закрыты. Открыта часть темы «житие святого Сергия Радонежского». Ребятам предла­га­ется самим определить цель урока, поставить вопросы к теме. Это задание для учащихся часто затруднительно: они привыкли отвечать на вопросы, но умеют их ставить с помо­щью учителя. Определяется круг вопросов, на которые они получают ответы в тече­ние урока.

- Что такое житие?

- Кто такой Сергий Радонежский?

- Кого мы называем святым?

- Какова композиция жития? (Как оно построено?)

- Почему Троице-Сергиеву Лавру называют центром духовной культуры?

На эти вопросы мы постараемся ответить. И ещё мы должны отгадать ту часть темы, ко­торая закрыта. Подсказка: там написаны прилагательные, определения. Может, кто-то по­пытается сразу эти прилагательные отгадать: житие св. Сергия – какое? Часть темы откры­вается в процессе работы групп 2, 3, 4. Подсказка: там написаны прилагательные, определения. Может, кто-то по­пытается сразу эти прилагательные отгадать: житие св. Сергия – какое?

2.Что знаем о житиях? Правомерны ли равенства, обозначенные на доске (на слайде)? Если нет, то чем отличается житие от описания жизни и биографии?

Житие = жизнь?
Житие = биография?


Изучению содержания предшествует большая словарная работа: подбор к слову жи­тие синонимов, однокоренных слов, “решение уравнений”: жизнь=житие?, жи­тие=биография?.

Лексическое значение слова «житие» и отличие его от слов-синонимов уточняется под­бором определений к этим сло­вам. Ребята приходят к выводу, что определения к слову жизнь (их разряд многочислен­ный) нельзя употребить со словом житие. К слову «житие не подходят слова с отрицательной эмоциональной оценкой: плохое, преступное, несчаст­ное, дурное и так далее. В сочетании со словами «жизнь» и «биография» такие определе­ния вполне допустимы.

Мы рассмотрели, что такое житие и кто такой святой. Видимая часть темы нами освоена. Вторая – главная: нам важно определить личность святого Сергия. «Кто такой Сергий Радонежский?». На этот вопрос мы тоже постараемся ответить. Первый шаг - мы должны отгадать ту часть темы, ко­торая закрыта. Для того, чтобы определить человека, важно понять, какое у него житие. Подберите к слову «житие» наиболее, на ваш взгляд, удачные определения: светлое, прекрасное… Учитель в процессе работы открывает на доске закрытые доселе два слова темы. Сравниваем с авторским определением: Епифаний Премудрый назвал это житие «чуд­ным и тихим». Учащиеся работают над значением слов «чудное» и «тихое».

Так ли это? Нам следует разобраться. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с самим житием. Это откры­вается в процессе работы групп.

3. Кого называют святыми? Назовите имена известных вам святых. Имя какого святого вы носите?

Чтобы уточнить значение слова «святой», возможны два варианта работы или оба одно­временно. Это групповая работа с высказываниями («Высказывания о святых и свято­сти») и работа со словарём (словарной статьёй «святость»). В материалах к занятию статья представляется на парту или каждому ученику. В процессе работы выясняется, что все пять значений, указанные в словарной статье, отражают наше понимание о святости и поясняют нам особенности личности святого Сергия.

4. Ответив на два поставленных к теме вопроса, мы обращаемся к третьему пункту плана. Рассмотрим особенности жития на примере жития святого Сергия Радонежского. Расска­жите, что знаете о Сергии Радонежском.

Святой Сергий был человеком, совершившим великие подвиги и чудеса, в том числе любви и смирения, он умел разрешать почти неразрешимые вопросы духовной, лич­ной и государственной жизни, преодолевал непреодолимые трудности, а сейчас – его назы­вают «игуменом Земли Русской». Писатель Сергей Аверинцев писал: «Чудно житие святого, так как оно было окружено огнём чуда. Тихость, растворённая в жизни Преподоб­ного, - отчасти его особая личная черта. Его голос был ровен, его речи немного­словны. Сердце на небе, но стопы твёрдо и смиренно стоят на земле»[3] В 2014 году отмеча­ется 700 лет со дня рождения святого. Что же такое «тихость»?

Житие написано одним из самых великих писателей Древней Руси Епифанием Премуд­рым, монахом из г. Ростова Великого, другом и соратником св. Сергия и св. Сте­фана Пермского. На каком языке написано житие? - На древнерусском. Древнерусский язык уже не совсем понятен современному человеку. Необходим перевод. Но если внима­тельно вчитаться, то смысл будет ясен и без перевода. Попробуем понять это на примере эпиграфа.

5.. Работа с эпиграфом. Слова принадлежат писателю. Это оценка личности святого Сер­гия человеком, который хорошо знал его лично.

- Прочитаем, попробуем перевести.

- Перевод: «Такого святого человека, как преподобный Сергий, ещё не было в земле нашей Русской, в стране полунощной. За это мы должны благодарить Бога, Который даро­вал нам его. Его святые мощи у нас и пред нами есть, к ним мы с верою (и молитвой) все­гда смиренно приходим, и великое утешение получают от него наши души».

- Найдите в отрывке их жития, которое представлено в эпиграфе, слово-доминанту. «свята» - это какого? Как вы понимаете слово «святой»?

II. Работа над текстом жития по группам. Задание познакомиться с отрывками из жития и пересказать прочитанное школьники получили заранее в качестве самостоятельной ра­боты.

1. Словарь урока – распечатка на парты (или слайд) – это справочный материал, к кото­рому обращаемся в случае непонимания смысла некоторых слов.

Изучению содержания предшествует большая словарная работа. Среди слов, требую­щих объяснения, такие, как: отрок, инок, икона, деяние, чудотворение, мощи, обрете­ние мощей, Фаворский свет, рака, паломничество.

Само содержание жития представляется учителем с помощью учеников, которые, полу­чив домашнее задание по группам, знакомятся с эпизодами из жития заранее, представляют результат своей работы на уроке.

Учащиеся работают также над значением слов «чудное» и «тихое» в формулировке темы урока. Тихий – неприметный, неяркий, незаметный, почему он – чудный? Звучат на этом уроке и небольшие отрывки из первоисточника - жития, написан­ного Епифанием Премудрым, с которого сделан перевод. Древнерусский язык непри­вычен для восприятия ребят, им предлагается передать смысл содержания отрывка, как его поняли.

При работе с текстом учащиеся делают наблюдения о личности св. Сергия, ведут крат­кие записи о его деяниях и об основных чертах личности. В результате работы ими заполня­ется таблица.

2. Представление учителем композиционной структуры жития.

Запись основных структурных составляющих имеется на доске (на слайде), а в тет­ради, в целях экономии времени, вклеивается распечатка. Жития руки Е.Премудрого отлича­ются стройностью, написаны по определенному канону:

I. часть - вступление, где автор объясняет причину написания, кается в том, что он грешный, не достоин говорить о таком великом человеке. Автор молится и про­сит у бога помощи в столь трудном деле.

II. часть - непосредственно жизнеописание святого. Эта часть обычно состоит из трех тем:

1. Рождение и детство.

2. Земная жизнь - духовный подвиг. Опрос: а что такое духовный подвиг?

3. Смерть и посмертные чудеса.

III. часть - заключение: произносится похвальная речь святому. В эту часть автор включил не только свой похвальное слово, но и «Плач Пермской земли!»

3. Прочитаем и отметим главные мысли «Вступления»

4. 1 группа. Работа над отрывком «Детство» и эпизодами «Чудо до рождения», «Исто­рия с монахом», «Разговор с матерью». Задание: познакомиться с материалами, со­ставить рассказ о рождении и детстве святого.

Материалы:

- Тексты эпизодов, картина А. Нестерова «Явление отроку Варфоломею»

Иллюстрации к житию, икона «Родители св. Сергия Кирилл и Мария», виды монастыря в Варницах на месте усадьбы родителей св. Сергия и в Хотьково – месте упокоения святых Кирилла и Марии. Стихи.

Возможные записи в тетради:

- благочестивые родители

- чудесные события до рождения

- пророчество священника о приходе в мир необыкновенного человека

Чудесное овладение грамотой.

5. Учитель поясняет важную деталь: почему родители должны быть нравственно чи­стыми: «яблочко от яблони недалеко падает». Святой мог появиться только у благочести­вых родителей. У неблагочести­вых родителей может быть только хороший человек.

6. 2 группа. Работа над отрывками «Монашеская жизнь». Задание: познакомиться с материалами, составить рассказ «Как стал монахом св. Сергий и какой духовный подвиг он совершил»?

Материалы:

- Иллюстрации к житию.

Возможные записи в тетради:

- Раннее решение стать монахом

- Послушание родителям

- Монашеский образ жизни, молитва

- Отшельничество

- Строительство храма

- Служение всем

- Труд

7. 3 группа. «Какие искушения преодолел святой». Работа над эпизодами. Задание: познакомиться с материалами, составить рассказ. Записать в тетради, какие искушения перенёс.

Материалы:

Отрывки из жития об искушениях, отрывок из текста на древнерусском языке, иллюстра­ции к житию.

8. 4 группа. «Чудеса». Работа над эпизодами. Задание: познакомиться с материа­лами, пересказать эпизоды из жития о чудотворениях. Записать в тетради, какие чудеса со­вершил святой.

9. 5 группа «Гражданский подвиг святого Сергия. Работа с материалами о Куликов­ской битве. Составить рассказ «Роль святого Сергия в создании и защите Русского госу­дарства». Записать в тетради, каковы его заслуги перед нашим народом и государством.

Материалы:

Историческая справка, отрывок из жития, иллюстрации картин «Куликовская битва», «На поле Куликовом», М. Авилова «Бой Пересвета с Челубеем», И. Глазунова «Бой Пересвета с Темир-мурзой», «Сергий Радонежский и Дмитрий Донской».

10. 6 группа «Смерть и посмертные чудеса». Изучение отрывков из жития.

- заранее знал о своей смерти

- обет молчания

Материалы:

Иллюстрации к житию.

11. Доклад учащегося «Почему Троице-Сергиеву Лавру называют центром духовной культуры?»

Материалы:

Иллюстрации с видами Лавры, фильм, книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвя­тые святые», презентация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: