Словарь урока

Святой - 1. совершенный, чистый, божественный;

2. праведный, непорочный (безгрешный), угодный Богу;

3. проведший жизнь в служении Богу или пострадавший за Него, признанный покровителем верующих;

4. высоконравственный, безупречный в жизни и поведении;

5. глубоко чтимый, дорогой;

6. обладающий божественной благодатью.

Отрок – мальчик-подросток.

Инок – православный монах, от «иной» - принадлежащий иному миру, не похожий на дру­гих.

Икона – образ, изображение Бога, Богородицы, святых и ангелов, сюжетов Священного Писания.

Деяние – дело, действие, поступок.

Чудотворение – сотворение чуда.

Мощи – нетленные останки святого.

Обретение мощей – открытие, обнаружение останков святого и повторное почётное их захоронение и положение в раку.

Фаворский свет – таинственный божественный свет, исходящий от Христа, ангелов и свя­тых.

Рака – гробница с мощами святого, почётное пребывание святых мощей.

Паломничество – путешествие по святым местам с целью поклонения и молитвы.

Канон – 1. церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника;

- 2. правило, непреложное (неизменяемое) положение какого-нибудь направления, учения;

- 3. церковное установление, правило.

«Житие Стефана Пермского”» (2 часа).

Это житие, думается, должно занять свое достойное место в национально-региональ­ном компо­ненте в образовательных про­граммах по литературе и в планах воспита­тельной работы во всех типах образовательных организаций.

Очевидна связь этого урока с предыдущим. В качестве повторения и закрепления поня­тий «святой» и «святость» в начале урока возможна работа с высказываниями. Предлага­ется в группах прочитать одно из предложенных изречений и ответить на вопрос: «Что узнали о святом и святости из него?».

Пред нами два типа святых под­вижников: тихий, самоуглубленный Сергий и пламен­ный мис­сионер Стефан. Они со­временники, друзья, единомышленники, великие государственные деятели. Оба при­надлежат двум народам: русскому и коми-зырянскому. Не жалея себя и своей жизни во имя спасения темного непросвещенного северного народа, преодолевая бесчислен­ные трудности и минуя опасности, с миром, как это три­жды повторяет в житии автор Е.Премудрый, идет Стефан по Северной Двине и Вычегде, убеждает, крес­тит, учит грамоте по собственной, им изобретенной, азбуке.

Благодаря деятельности игумена Земли Русской, как называют святого Сергия, его мо­литвенной защите, положено начало объединению Руси, освобождению от ордынской зависимости. Благодаря миссионерской деятельности равноапостольного Стефана, впер­вые в истории России зырянский народ добровольно вошёл в состав Русского государства, тем самым было положено начало созданию многонациональной общности под названием Россия. Есть предание о том, что Св. Сергий благословляет в опол­чении великого князя Дмитрия Донского целый полк добровольцев-зырян на подвиг во имя свободы Отечества. Оба духовных брата и величайших государственных деятеля были глубоко уважаемы вели­ким князем Московским и его потомками.

Урок “Радуйся Стефане, учителю премудрый” представляет собой семинарское заня­тие - работа с текстом. Семинар проводится в форме групповой работы по тексту и вопросам, предложенным в качестве до­машней работы.

К данному уроку предлагается четыре эпиграфа и задание: в ходе урока продумать, к ка­кому разделу изучаемого материала соответствует каждый из них.

Воссия вселенней просвещение истины Твоея, и отгнася лесть бе­сов­ская, идолибо, Спасе наш не терпящеТвоея крепости подоша.

Акафист Иисусу сладчайшему, Икос 6.

Пермская земля хвалит и чтит апостола, как учителя, как пасты­ря..., ибо благодаря тебе, мы от тьмы избавились, благодаря тебе свет по­знали. Е.Премудрый

Яко плугом взорил ты землю Пермскую, яко семенем учением

книжным засеял ты бразды сердечные. Е.Премудрый

Благословление твое да будет с нами, и нисходит на нас вечно Е.Премудрый.

В словарь урока включены новые слова из лексического набора духовной литера­туры: идол, кумир, истукан, демон, бес, кумирня, прокудливая, равноапостольный, преподоб­ный, святитель, епископ, нарочный, плач.

Задачей учителя на данном уроке является правильная организа­ция поисковой ра­боты учащихся в группах, оказание им при необходимос­ти консультационной помощи в работе над содержанием. Наиболее труд­ные разделы учащиеся рассматривают с помощью учителя, приходят к выводу, кото­рый можно оформить в виде таблицы.

Наличие у учителя хорошего перевода с древнерусского языка[6] дает возможность порабо­тать над особенностями стиля писателя, увидеть элементы «плетения слова», как сам ав­тор обозначил свою художественную манеру.[7]

В конце урока предлагаем следующее задание: ребята находят в заключительной ча­сти текста жития «Плач Пермской земли» существительные, которыми на­зывается святи­тель, и глаголы, которыми определяется его дея­тельность. «Нет слов, чтобы назвать тебя, определить твое величие, св. Стефан! Нет слов, чтобы определить твои деяния!».

I. Организация повторения. Обращение к вступительной части жития святого Стефана.

- Напоминает ли нам оно начало жития святого Сергия Радонежского?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: