Имени Х.М. Бербекова»

В Кабардино-Балкарском государственном университете открыты две специальности: «Экология», переформированная впоследствии в «Охрану окружающей среды», и «География».

Читаются академические курсы для студентов «Охрана флоры и фауны КБР», «Региональная флора», «Геоэкология» и основам экологического образования, их профессиональная подготовка осуществляется в различных формах эколого-педагогической практики. Проводится фоновый мониторинг экосистем Центрального Кавказа, экологическое проектирование и экспертиза на материалах сотрудников факультета. Основная функция эколого-педагогической практики - креативная, предполагающая нерегламентированность содержания экологической деятельности, усиление в ней творческих экологически-деятельных элементов по сохранению природной среды, участие в практических экологических акциях. Во время школьной педагогической практики студенты осваивают сложившийся опыт экологического образования, анализируют эффективность как традиционных, так и инновационньных эколого-педагогических методик. Они помогают учителям в подготовке и проведении различных экологических мероприятий: подготовке и проведении экскурсий, праздников, экологических игр и т. д.

Профессорско-преподавательский состав БФ КБГУ оказывает методическую помощь педагогическим работникам системы образования республики и педагогам РДЭБЦ по развитию экологического образования и воспитания: являются руководителями научных проектов, участвуют в мониторинге и анализе экологических проблем, дают оценку современного состояния природных ресурсов КБР, разрабатывают и применяют методики по организации учебно-исследовательской деятельности в области экологического образования.

В ИПК и ПРО КБГУ педагогами КБГУ в рамках курсов повышения квалификации проводятся лекции, практические занятия и мастер-классы с различными категориями педработников республики. Перед педагогами стоит одна из первоочередных задач – продолжение и совершенствование методической разработки – обучающих семинаров для педагогов. В то же время, в перспективе – разработка и введение учебного курса «Научные основы непрерывного экологического образования» для будущих педагогов.

Сотрудники биологического факультета КБГУ продолжают пропаганду экологических знаний среди студентов, учащихся школ и населения республики; участвуют в составе жюри республиканских и городских конкурсов и олимпиад.

Более 20 лет была создана учебно-научная лаборатория о сотрудничестве между КБГУ и РДЭБЦ. Учебно-исследовательская работа с учащимися школ республики организуется по разделам «Гидробиология», «Проблемы экологии и охраны водных экосистем КБР» и «Аквариум в интерьере». Ежегодно на базе Музея и лаборатории БФ обучается до 45-60 учеников 5-11 классов. Многие из учеников участвовали в городских, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах. В текущем учебном году подготовлено 11 исследовательских проектов и учебно-исследовательских работ. Ученики гидробиологической лаборатории и Музея БФ КБГУ на протяжении 18 лет принимают активное участие в различных городских, республиканских и Всероссийских конкурсах, слетах, олимпиадах, таких как: республиканская краеведческая конференция «Моя малая Родина» (ныне «Мой край – Кабардино-Балкария»), республиканская конференция «Чтения им. В.И. Вернадского», республиканская конференция НОУ «Творчество юных», городская и республиканская олимпиада по экологии, Конгресс молодых исследователей Кавказа «Нарт» (2000-2005), республиканский конкурс «Юный эколог-краевед», республиканская заочная олимпиада по биологии и экологии, Конкурс учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле», Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды, Федеральная научно-исследовательская программа для учащихся и конференция «Юность. Наука. Культура», Всероссийская олимпиада школьников по экологии, Всероссийские чтения памяти В.И. Вернадского, Республиканской и Всероссийской научной конференции «Шаг в будущее» и др.

Некоторые итоги профориентационной деятельности сотрудников Музея: более 350 учеников поступили в различные вузы Российской Федерации (КБГУ, КБГСХА, РГУ, Ставропольский госуниверситет, Санкт-Петербургский метеорологический университет и др.).

В течение всего года ведется профориентационная работа среди учащихся школ республики. Профориентационной работой в рамках деятельности гидробиологической школы охвачены городские (МОУ СОШ № 1, 2, 3, 18, 28, 21, 32) и республиканские (сс. Шалушка, Каменномостское, Чегем-2, Зарагиж, Аргудан, Малка, ст. Солдатская, некоторые школы г. Прохладный и Майский и др.) школы.

Основной целью воспитательно-образовательного процесса в объединении «Гидробиология и экология» является привитие ученикам навыков научно-исследовательской работы, умений поиска информации в библиотеках, в том числе и электронных, воспитание у них бережного отношения к природе родного края через познание природных явлений и процессов. В учебно-научном объединении «Гидробиология и экология» на данное время состоит 25 учеников.

Большинство школьников с первого года обучения привлекаются к освоению методик исследования биологических и экологических объектов, сбору полевого материала для последующего написания учебно-исследовательских проектов. Слушатели 2-3 года обучения наряду с продолжением сбора полевого материала и проведения исследований готовятся к оформлению учебно-исследовательского проекта и представлению законченной работы на городских, районных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

В 2011 году учениками объединения «Гидробиология и экология» на конкурсы и олимпиады различного уровня были заявлены следующие учебно-исследовательские проекты и научно-исследовательские работы:

1. Гидрофауна реки Куркужин в свете современного антропогенного воздействия,

2. Наземные моллюски окрестностей города Нальчик,

3. Водные клещи окрестностей города Нальчик,

4. К познанию биоты прибрежной полосы и мелководья Нижнего Голубого озера,

5. Экосистема реки Малка,

6. Биологическое разнообразие водных обитателей в окрестностях села Зарагиж в связи с антропогенным влиянием,

7. Божьи коровки г. Нальчик и его окрестных населенных пунктов,

8. Оценка современного экологического состояния реки Нальчик,

9. Современное физико-географическое и экологическое состояние долины реки Чегем в окрестностях с. Чегем-2 (Кабардино-Балкарская Республика),

10. Современное физико-географическое и экологическое состояние реки Урвань в свете антропогенного влияния.

В отчетном году в рамках пропаганды экологической культуры среди населения было подготовлено и опубликовано 2 статьи в республиканских газетах (КБП, «Газета Юга»). С февраля 2009 года по настоящее время проведено 9 научных семинаров с участием сотрудников природоохранных организаций (в частности с сотрудниками Отдела по надзору, охране и воспроизводству водных биологических ресурсов и среды их обитания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: