Мандалы и создание спонтанных образов внутри круга

Круг является наиболее естественной формой, которая используется в арт-терапии, так как это наи­более важный образ, проходящий через всю челове­ческую историю и восходящий к происхождению Вселенной. Спираль Млечного пути, орбиты планет, вращающихся вокруг солнца, и движение луны по небу — все это «небесное эхо» постоянного присут­ствия кругов. Дети раскрывают для себя, что они способны создавать циркулярные формы, аркообраз­ные, закрученные линии и спирали на бумаге.

Это универсальная основа художественного раз­вития каждого ребенка, вбирающая в себя мировой опыт. Изображение ребенком круга является наибо­лее ранним представлением о себе, своей личности.

Циркулярные формы в арт-терапии часто отно­сят к мандалам. На санскрите слово «мандала» озна­чает священный круг, и в восточной культуре специ­фические мандалы используют для медитации на протяжении веков. Буддистская Калачакра, также известная как колесо времени, возможно, одна из наиболее известных мандал, символически иллюст­рирует целостную структуру Вселенной. Мандалы представляются как голограммы космоса, в равной степени как и карты индивидуального сознания. Мандалы и циркулярные формы традиционно исполь­зуются в целительных церемониях во многих культу­рах. Например, индейцы навахо создают мандалы из песка для исцеления от болезней. Размеры таких ман­дал таковы, что возможно разместить внутри них пациента для проведения очищающего ритуала.

Карл Юнг познакомил западный мир с понятием мандалы. Он заметил, что его пациенты часто спон­танно создавали круги, и стал использовать слово «мандала» для их описания. Юнг имел свой собствен­ный опыт создания мандал в период первой мировой войны (1916—1920). Занимаясь рисованием мандал, он пришел к выводу, что мандалы отражают един­ство противоположностей, служат выражением са­мости и представляют собой символическое изобра­жение личности.

Мандалы относят к форме, которая является про­екцией человеческой психики в данный момент вре­мени и, соответственно, представляет потенциал воз­можных изменений и трансформаций личности. Многие верят в то, что когда образ мандалы появ­ляется спонтанно в сновидениях или искусстве, это показатель движения в направлении того, что Юнг называл индивидуация, или самоактуализация. Юнг также считал, что люди, спонтанно создающие ман­далы или видящие мандалообразные сновидения, компенсируют таким образом психологические рас­стройства, травмы. Юнг полагал, что образ манда­лы символизирует все человеческое бытие и отно­сится к потребности людей разрешить внутренние конфликты и противоречия. Другими словами, ког­да кто-то охвачен внутренними противоречиями, он создает образы мандал в своих сновидениях или спонтанном искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: