double arrow

Волшебная история за ограниченное время

Каждый человек рисует свою собственную вол­шебную историю в отведенное время на длинном листе бумаги. Каждый может стартовать в любой момент и в любом месте листа. Предварительно об­говаривается, где начало и конец листа, где его верх и низ. Работа проводится молча.

Варианты:

Каждый пишет рассказ или стихотворение о за­конченной работе и зачитывает его группе.

Примеры арт-терапевтических работ

Рисунок 1. Линия жизни

Комментарии автора:

«Красная линия на рисунке означает все хорошие поступки, которые я совершил в своей жизни, чер­ная линия означает все мои плохие поступки, а зеле­ная линия — это как бы сумма моих хороших и пло­хих поступков. Синий цвет в верхней части работы означает для меня все хорошее, что я встретил на своем жизненном пути, а зеленый цвет внизу рабо­ты, наоборот, означает все плохое в моей жизни».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа выполнена студентом заочного отделения гуманитарного института, работником творческой сферы, во время учебного арт-терапевтического тренинга. Работу необходимо рассматривать и с точки зрения уровня креативности автора, и с точки зрения особенностей личностного развития, его эмоционального состояния. Изображение производит впечатление достаточно спонтанного, несмотря на то, что подчиняется строгой логике, что следует и из комментариев автора. Композиция является ориги­нальной и в данном случае можно говорить о творче­ском самораскрытии автора в процессе учебной арт-терапевтической деятельности. Использование открытых цветов с преобладанием синих и зеленых оттенков свидетельствует о внутренней сбалансиро­ванности личности автора, склонности к самоанали­зу и рационализации и одновременно склонности к сенситивности. Об этом говорят комментарии авто­ра по поводу того, что синий цвет означает «все хо­рошее». Синий цвет в различных традициях толкования цветов означает женское начало (неагрессивное, пассивное, мягкое), и автором подчеркивается пози­тивное отношение именно к таким проявлениям лич­ности, в противовес защитным, самоутверждающим поступкам, символически выраженным оттенками зеленого. При этом необходимо отметить, что свои собственные поступки автор работы символизирует суммирующей зеленой линией, но более светлого от­тенка, что характеризует именно мужской тип пове­дения».

Рисунок 2. Пейзаж моей души

Комментарии автора:

«Когда я услышал название темы, в голову сразу пришел этот пейзаж. Я вспомнил легенду, которую мне рассказывала моя бабушка. Здесь изображено ущелье, через которое протекает река. I В это ущелье попадают души умерших людей. Какие-то души, проходя через ущелье, так и застыва­ют в камне; их застывшие лица я изобразил. Тут же лежат их вещи — зонты, сотовые телефоны. Другие души проходят сквозь ущелье и попадают в русло реки. Часть их (они показаны черными точками) попадает в реку, которая становится черной, а вто­рая часть, меньшая (желтые точки на рисунке), пре­вращается в птиц, которые улетают за горизонт в райские страны».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа выполнена студентом в процессе учебного арт-терапевтического тренинга.

Созданный образ говорит о творческой увлечен­ности автора, раскрытии креативности в процессе создания работы. К основным цветам изображения автор отнес фиолетовый, зеленый, черный. Метафоpa справедливого возмездия в созданном образе, а также подбор цветов говорят о внутреннем мире ав­тора, полном противоречий. Изображение летящих птиц на горизонте в символике трансперсональной арт-терапии означает устремленноть автора к выс­шим духовным ценностям и осознание того, что это может происходить лишь через преодоление притя­жения "земных благ"».

Рисунок 3. Мандала

Комментарии автора:

«Название моей работы: "Впечатление, когда ни­чего хорошего не получилось". Сначала я хотел на­рисовать бабочку с красивыми радужными крылья­ми. Но потом перестарался с черной краской и в результате все испортил».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа выполнена в процессе реальной арт-терапевтической сессии. В группе участников данного арт-терапевтического тренинга были люди разных профессий: художники, педагоги, артисты, чиновники, предприниматели. Работа проводилась в группе, но индивидуально.

В данном случае работа выполнена непрофессио­нальным художником. В процессе создания образа можно было проследить несколько этапов. В начале преобладали фиолетово-розовые оттенки и перламутрово-зеленые, что создавало очень радостное эсте­тическое впечатление. Впоследствии автор усилил черные контуры изображения, что привело к созда­нию данного очень темного по цвету изображения. Комментарии автора предельно лаконичны. Такую работу можно, по-видимому, прокомментировать как выражающую предельную закрытость личности автора. Черная "завеса" как бы окутывает очень слож­ное, радужно-замысловатое изображение внутри са­мой мандалы, символизирующей сердцевину личнос­ти автора. Также можно предположить, что для автора оказалось очень сложной работа над своим произведением внутри группы, что привело к мини­мальному самораскрытию. С другой стороны, подоб­ное изображение отражает личностные особенности автора, как человека замкнутого, сенситивного, об­ладающего недостаточной самооценкой».

Рисунок 4. Мандала

Комментарии автора:

«Здесь я изобразил диаграмму, где различными цветами я показал мои отношения с другими людь­ми. В самом центре — это мое сердце. Мое стремле­ние к успеху — это красный сегмент. Затем два зеле­ных сегмента справа и слева — это люди приятного круга общения. Розовая линия посредине — это ра­дости, оранжевая линия — это выходные дни. А далее идут уже сегменты (зеленый несколько другого оттенка) — это люди общего круга общения.

Синий цвет — это плохие люди. Основание цвет­ка (черный цвет) — это смерть».

Комментарии арт-терапевта:

«В процессе работы над мандалой произошло до­статочно полное самораскрытие автора, как в лич­ностном, так и в креативном плане. Комментарии к изображению осмыслены. Структурированное изоб­ражение можно интерпретировать и с точки зрения методов интерпретации трансперсональной арт-те­рапии. Созданная автором мандала включает в себя архетипические символы, и согласно тесту Мари Кард к ним относятся символы пятой (Мишень) и десятой (Врата смерти) стадий духовного развития личнос­ти. Представления о негативном в существовании человека, прежде всего о болезнях, смерти, и трево­га и страх автора по этому поводу, изображены кон­центрическими кольцами темно-синего и чер­ного цвета в основании рисунка. Верхняя часть рисунка указывает на возможность начала нового жизненного цикла».

Рисунок 5. Линия жизни

Комментарии автора:

«Я изобразила свою жизнь в виде рождения кос­мического тела. Светлое пятно в самом центре — это мое раннее детство. А дальше следуют этапы моей жизни, которые я изобразила разными цвета­ми. Темно-коричневый цвет — это самый сложный этап моей жизни. А затем следуют события, кото­рые отображают мое настоящее (зеленоватые и го­лубоватые цвета)».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа выполнена в процессе учебного арт-терапевтичсекого тренинга студенткой вуза. Задание было сформулировано недирективным способом, и автор спонтанно изобразил мандалу. Выполнение за­дания сопровождалось сильной эмоциональной реак­цией. Воспоминания подросткового возраста, симво­лически изображенные в мандале, вызвали слезы автора в момент, когда нужно было дать коммента­рии к работе. Таким образом, произошла полная вклю­ченность автора работы в арт-терапевтический про­цесс и максимально сильное выражение тяжелого эмоционального материала в творческой работе. В процессе создания мандалы много раз автор пытал­ся менять используемые цвета. Конечный результат был получен при использовании дополнительного бе­лого цвета (белой гуаши), который как бы сгладил острые контрастные сочетания, присутствовавшие пер­воначально в работе».

Рисунок 6. Мандала

Комментарии автора:

«Я изобразил черного лебедя, попавшего в ураган. Основные цвета рисунка черный, зеленый, красный».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа была выполнена в процессе ре­альной арт-терапевтической сессии. Комментарии ав­тора были предельно лаконичны, что говорит о труд­ностях самораскрытия. Однако в материале самой мандалы зашифрованы сильные эмоциональные пе­реживания автора. Очевидно, что изображение чер­ного лебедя — это символическое изображение "я" автора. Образ в целом носит очень напряженный характер. Контуры изображения лебедя выполнены черной краской в виде стоящих дыбом перьев. При этом внутренние части заполнены более чистыми тонами зеленого, голубого, розового. Данное изоб­ражение, безусловно, говорит о кризисном состоя­нии, которое переживает этот человек. Созданный им образ скорее напоминает сказочный образ Гадко­го утенка, а причиной тому послужила реальная жиз­ненная ситуация — автора оставила любимая. Арт-терапевтический опыт работы в группе положительно повлиял на эмоциональное состояние автора, так как во время дискуссии группой ему была оказана пси­хологическая поддержка. Обсуждение касалось, ра­зумеется, лишь изображения внутри мандалы. О при­чинах стресса в группе не знал никто».

Рисунок 7. Прошлое, настоящее и будущее

Комментарии автора:

«На рисунке я изобразила свое настоящее — в се­редине, свое прошлое — слева, и свое будущее — спра­ва. Свое прошлое я представляю в виде дуба с мощ­ной корневой системой, настоящее — в виде голубого костра, от которого отходят розовые всполохи, а бу­дущее — в виде синей реки, уходящей вдаль. Основ­ным цветом на рисунке является синий и голубой, хотя зеленый и розовый тоже важны».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа выполнена в процессе учебного арт-терапевтического тренинга студенткой вуза. Ра­бота говорит о раскрытии креативности, созданный образ настоящего, прошлого и будущего носит абсо­лютно оригинальный характер. Подбор цветов гово­рит о внутренней сбалансированности автора, впе­чатление от рисунка позитивное, он наполнен энергией. Наблюдение за автором, занятым рисова­нием, говорит о его эмоциональной увлеченности, воодушевлении».

Рисунок 8. Совместное рисование

Комментарии авторов:

«Когда мы получили задание рисовать молча на одном листе бумаге, я, прежде всего, подумала о том, чтобы мы могли уместиться на одном листе. Я стара­лась держаться на своей половине и не мешать со­седке».

«Я стала присматриваться к сюжету, который ста­ла рисовать партнер по заданию, и подумала о том, что было бы неплохо, чтобы наша картина смотре­лась как одно целое. Поэтому попыталась попасть в унисон ее идее. Но когда мы закончили, я поняла, что единого изображения не получилось. И тогда мы решили разрезать наш рисунок на два отдельных».

Комментарии арт-терапевта:

«Рисование в парах проходило в рамках учебного арт-терапевтического тренинга. Пары подбирались случайным образом. В процессе работы нельзя было общаться вербально. В задании заложена возмож­ность создания визуальной проекции коммуникатив­ных отношений конкретных людей и осознания ими своих особенностей поведения в реальной жизни. В данном случае можно зафиксировать такие черты участников совместного рисования, как лояльность, индивидуализм, а также желание доминировать у од­ного из участников».

Литература

Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб.: OMS, 1994. — 192 с.

Гуттенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психоте­рапии и медицине. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 117 с.

Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Речь, 2002. -80 с.

Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интер­претация. — М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. — 272 с.

Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003 — 400 с.

Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: но­вые взаимоотношения. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 143 с.

Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб.: Аань. 1999. - 256 с.

Криппнер С, Диллард Д. Сновидения и творчес­кий подход к решению проблем. — М.: Изд-во Транс­персонального Института, 1979. — 256 с.

Лебедева А.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.— 256 с.

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Пси­хотерапия». - М., 2000. - 184 с.

Практикум по Арт-терапии. Сост. и общая редак­ция А.И. Копытина. - СПб: Питер, 2001. - 320 с.

Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. — СПб.: Б.С.К.,1997. - 181 с.

Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.

Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. — М.: REEFL-book, 1996. - 304 с.

Юнг К. Человек и его символы. — СПб.: Б.С.К., 1996. - 454 с.

Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая пси­хология: ее теория и практика. — Киев: СИНТО, 1995. - 236 с.

Brown D. Principles of art therapies. London. — Thorsons, 1997.

Kramer E. Art as therapy with children. New York. — Schocken Books, 1971.

Liebmann M. Art therapy for groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge. — Brookline books, 1996.

Malchoidi, Cathy A. The art therapy sourcebook: art making for personal growth, insight, and transformation. Los Angeles, 1998.

Naumburg M. Dynamically oriented art therapy: Its principles and practice. New York.: Grune and Stratton, 1966.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: