Философия в системе духовной культуры

Все проблемы философии концентрируются вок­руг основного вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее — на «проблему человека». И. Кант отмечал, что сферу философии можно подвести под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею наде­яться? 4) Что такое человек? Все эти вопросы, указы­вал он, можно было бы свести к последнему, так как три первых вопроса относятся к последнему.

Центральный философский вопрос — вопрос о человеке, о целях его бытия влияет на характер фор­мулирования всех иных философских проблем. Они могут быть классифицированы как онтологические (представление о мире и ожидания его состояния в будущем), теоретико-познавательные (наиболее общая методология познания), аксиологические (ценностное отношение к миру, стремление сделать его лучше, принять одни стороны реальности как цели бытия и отвергнуть другие), праксиологические или духовно-практические (философские выводы нормативного характера). В личностном плане философские пробле­мы предстают как жизневоззренческие (экзистенци­альные). Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимно дополняют друг друга, как, напри­мер, в проблеме сознания. Все философские пробле­мы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы мировоззрения (к примеру, проблема «час­ти и целого»), являются все же так или иначе связан­ными с ней, конкретизируя ее и содействуя осуществ­лению интеграции всех проблем философии в единую целостность.

Информация, получаемая при постижении про­блем, концентрируется в философских понятиях (кате­гориях), законах и принципах.

Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человечес­ких потребностей и интересов обусловливает и широ­кую полифункциональность философии. Можно вы­делять познавательные и идеологические ее функции, которые затем, в зависимости от уровня понятий «субъекта» и «объекта», будут подразделяться на мно­жество подфункций. Часто за основание делений фун­кций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии оказываются присущи сле­дующие подфункции (или функции): в мировоззренчес­ких — гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отража­тельно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристичес­кую, координирующую, синтезирующую и логико-методологическую функции.

Место философии в системе культуры. Начиная с античности, философы отводили философскому зна­нию центральное место среди многообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдель­ные направления культуры рассматривали как ее под­разделения. Так, Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) под­разделял философию на теоретическую (умозритель­ную), практическую (знание о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). Первая охватывала метафизику, физику и математику, вторая — этику, экономику и политику, а третья философия — поэтику, риторику и искусство. С его точки зрения, философия есть такой род знания, который может быть определен как «главная и главенствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Творец «Великого Восстанов­ления Наук» Ф. Бэкон (1561 — 1626) писал, что различ­ные отрасли науки нельзя уподобить нескольким ли­ниям, расходящимся из одной точки, а скорее их мож­но сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как разделиться на ветви, остается на некотором участке цельным и еди­ным; необходимо признать одну всеобщую науку, ко­торая была бы как бы матерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходить­ся в разные стороны. Эту науку мы назовем «первая философия», или же «мудрость»8. «Тот, кто в филосо­фии и в изучении общих законов видит пустое и бес­смысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства»9.

У Аристотеля и Ф. Бэкона, которых разделяют бо­лее полутора тысяч лет, нет принципиального расхож­дения в понимании сути философии как учения о все­общем, хотя, как мы видим, имеется и своеобразие в ее трактовке. Да и отношение философии к культуре (или отдельным обширным ее сферам) тоже неодинаково: у Аристотеля оно скорее экзогенного плана, а у Ф. Бэко­на — эндогенного. Но в обоих случаях оказывается, что философия проникает во все области культуры, явля­ясь ее общим основанием (или «корнем»).

Философия, вернее, значительная ее часть, особен­но онтология, или учение о бытии, о природе, а также учение о мышлении, обладает всеми признаками нату­ралистского, естественно-научного знания: объектив­ностью, логической принудительностью, подчиненно­стью принципу достаточного основания, возможностью проверки на практике и т. п. Это не только сближает философию и естествознание, но и позволяет им воз­действовать друг на друга в содержательном отношении: философские представления (о причинности, о времени и т. п.) проникают в саму ткань различных естественно-научных теорий, выполняя конструктив­ную функцию; ни одна теория в науках не может воз­никнуть и функционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к созда­ваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов).

Но, в отличие от проблем, возникающих в разви­тии самого научного знания, философские проблемы имеют свою специфику. Она заключается: 1) в их пре­дельном характере (шире этих проблем: «что такое суб­станция?» «что такое причинность?» и др. в познании нет); 2) в их вечность, инвариантности (с древнейших времен поставлены вопросы: что такое смысл жизни, в чем заключается счастье и т. п., а они остаются акту­альными и сегодня). На первый взгляд, подходы к ре­шению таких вечных проблем, казалось бы, мало могут помочь в приращении конкретного знания. Однако в действительности это не так. Характер решения фило­софских проблем прежде всего влияет на понимание содержания наиболее общих понятий, необходимых для создания научной картины мира. Преодолевая кризис­ные ситуации в развитии научного знания, формулируя новые гипотезы, ученый обязательно выходит за преде­лы известного, то есть фактически выходит за пределы своего профессионального знания, обращается ко всей человеческой культуре, и руководящей нитью при по­добном обращении является именно философия.

Конечно, ученый может выбрать не самое лучшее среди философских понятий и принципов, и тогда философия не приведет к успеху. Нужно научиться умению выбирать из многоразличного философского материала то, что окажется эффективным в решении частнонаучных проблем, т. е. в построении гипотез и теорий. С другой стороны, научные понятия, и прежде всего общенаучные, служат одним из источников раз­вития философии и способны порой переходить в философские категории (пример — понятия «система», «элемент», «структура»). Аналогично и взаимоотноше­ние философии с идеологией, с гуманитарным знани­ем, с искусством. Связь с искусством проявляется, в._ частности, в том, что в философском творчестве большую роль играет субъективно-личностный момент, эмоциональность философа, сказывающаяся как на форме, так и на содержании произведения философа. Проникая друг в друга, философия и наука, филосо­фия и идеология, философия и искусство в целом со­действуют позитивному развитию всей культуры. Из­вестный русский мыслитель и литературовед М.М. Бах­тин справедливо отмечал, что философию «можно определить как метаязык всех наук (и всех видов по­знания и сознания)»

Философия есть ядро, синтезирующее все сферы духовной культуры, и в то же время мировоззренческое и мето­дологическое ее основание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: