Подготовка хирургических кадров

Первое знакомство с хирургией как специальностью и самостоятель­ной наукой начинается на хирургических кафедрах медицинских вузов. Бо­лее углубленно предмет изучается в научном студенческом кружке и при прохождении субординатуры. Дальнейшая подготовка хирургов произво­дится во время стажировки и через клиническую ординатуру, аспирантуру и на курсах специализации. Последующее повышение квалификации, со­гласно существующему положению в республике, производится один раз в пять лет. Основными учреждениями для повышения квалификации кад­ров хирургов являются Белорусская медицинская академия последиплом­ного образования и факультет повышения квалификации Витебского меди­цинскою университета.

Рост профессионального мастерства и достижение наивысших резуль­татов в хирургической деятельности связаны с ежедневной творческой ра­ботой, с систематическим изучением издающихся учебных пособий, моно­графий и хирургических журналов, сборников, тезисов, с участием в рабо­те клинических, клинико-анатомических и научных конференций, научных хирургических обществ, симпозиумов, конгрессов (в том числе зарубеж­ных), пленумов и съездов хирургов.

Большую роль в подготовке хирургических кадров шрает четко нала­женная система аттестации врачебных кадров. После определенного стажа работы и учебы на курсах повышения квалификации врач-хирург может получить вторую, первую и высшую квалификационную категорию.


Деонтология (от греч. deon -- долг, должное, logos -- наука, учение) — учение (наука) о должном, о долге.

Врачебная деонтология -учение о принципах должного во врачебной деятельности. Речь идет не о том, чем лечить больною и как применять ле­чебные процедуры при различных заболеваниях -- для этого необходимы профессиональные знания, а об общих принципах врачевания, которые не­обходимы для повышения индивидуальной и общественной полезности профессиональных знаний и деятельности врача.

Врачебная деонтология включает в себя три раздела:

• взаимоотношение врача с обществом (юсударсгвом);

• принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отно­шению к больному и его окружению, в первую очередь к близким родственникам;

• взаимоотношения врачей между собой и с другими медицинскими работниками.

Все)тп разделы взаимосвязаны, однако решающим условием регули­рования поведения и действий врача является положение его в обществе.

1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВРАЧА С ОБЩЕСТВОМ

Медицинская деонтология всегда отражала и отражает тог или иной исторический пап развития общества, так как положения деонтологии, включающие в себя взаимоотношения людей, мораль, гуманность и т.д., определяются мировоззрением общества и конкретной общесгвенно-^ко-помическоп формацией. II поскольку «человек по своей природе есть су­щество общественное» (Аристотель), то и врач, будучи производным об­щества, является носителем общественного сознания


ГЛАВА 111. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

Формирование личности человека и в юм числе личности врача-про­цесс весьма сложный. На формирование личности решающее влияние ока­зывает обьективная реальность - общественный строп. Это воздействие постоянно независимо от воли человека

Вторым звеном формирования личности является воспитание, т.е. со­знательное воздействие на индивида в целях достижения заранее намечен­ных результатов. Это звено формирования личности управляемо, посколь­ку воспитательный процесс базируется на субъективных принципах, ре­зультат его в равной степени зависит как от воспитателя, так и от воеппту-емого.

Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье п жизни люден, потгому государство обязано контролировать iry функцию или взять ее на себя.

Забота о здоровье и жизни членов общества. Она включает:

• Повышение санитарной культуры населения. Это весьма важная обя­
занность медицинских работников, поскольку «...без санитарной
культуры не может быть культуры вообще, а без санитарного просве­
щения не может быть здорового населения» (П.А.Семашко).

Поздняя обращаемость больных за медицинской помощью при осфых хирургических заболеваниях органов брюшной полости, онкологических заболеваниях весьма часто приводит к тяжелым последствиям. А причиной всех перечисленных явлений служит недостаток санитарной культуры. Особое значение имеют пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками (пьянство, курение).

Следует помнить, что врач, пропагандируя те пли иные постулаты, обя­зан сам их исповедовать, поскольку наиболее убедительным аргументом является личный пример. Курящий врач никого не сможет убедить в опас­ности табачного дыма. Древняя пословица гласит: «Прежде чем лечить больных, исцели себя».

• Проведение профилактических мероприятий. Данная обязанность
врача включает проведение не только санитарно-гигиенических ме­
роприятий, но п прививок против инфекционных заболеваний, дис­
пансеризации, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний,
травматизма, венерических заболевании, СПИДа, алкоголизма, ту­
беркулеза и т.д.

Оптимальным вариантом профилактической работы является диспан­серизация всего населения с момента рождения до глубокой старости. Од­нако имеющиеся на сегодняшний день материальные и технические воз-


ГЛАВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

можностп позволяют проводить диспансеризацию только отдельных групп населения, что регламентируется соответствующими инструкциями Минз­драва Республики Беларусь

• Совершенствование лечебпо-профилакшческой помощи, внедрение достижений науки и передового опыта в практику. Данное положе­ние предусматривает совершенствование методов диагностики, ле­чебного процесса, принципов реабилитации и профилактики, что позволяет улучшить результаты лечения, уменьшить трудопотери, снизить вероятность развития инвалидности, а также наиболее эф­фективно использовать коечный фонд и другие ресурсы здравоохра­нения.

• Совершенствование профессиональных знаний, повышение квали­фикации. Самосовершенствование как основной компонент развития личности - вопрос в значительной степени интимный, однако обще­ство постоянно принимает участие в этом процессе, поскольку дан­ное явление имеет социальную значимость. В самом деле, эффектив­ность, общественная значимость одной и той же работы, выполняе­мой начинающим врачом и специалистом высшей категории, несоиз­меримы.

Совершенствование знаний и навыков регламентируется с одной сто­роны личной заинтересованностью врача в росте по службе и материаль­ном благополучии, а с другой - его общественной обязанностью Форми­рование специалиста любого профиля включает fie только повышение про­фессиональных знаний, но и нравственное самосовершенствование.

• Развитие медицинской науки. Наука - это сила (рычаг), преображаю­
щая мир. Поэтому в паше время научные знания стали производи­
тельной силой. Роль науки в развитии любого производства трудно
переоценить. Вот почему участие в научных разработках значитель­
ного количества членов общества неминуемо будет способствовать
быстрому прогрессу данного общества.

Исходя из изложенного необходимо подчеркнуть, что творческой дея­тельностью обязан заниматься практически каждый врач. Это приносит от -ромное моральное удовлетворение. Стремление к творчеству - естествен­ное состояние в развитии личносш, самый верный и эффективный путь проявить себя как личность. Хотя интеллектуальный инфантилизм, при­крываемый скепсисом, явление, к великому сожалению, нередкое.

Формы работы могут быть самыми разнообразными: анализ деятель­ности учреждения, причин летальности, ослолшенип, непосредсгвенных


ГЛ \ВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

бчижайших и отдаленных результатов лечения; написание статей, рефе­ратов, выступление с докладами. В этом плане любая научная деятель­ность - это несомненно творчество, которое способствует повышению ква­лификации врача, позволяет совершенствовать лечебно-профилактичес-к\ю помощь, приносит нравственное удовлетворение.

• Борьба с предрассудками, знахарством, самолечением и др. Медици­на как наука и специальность весьма богата материалистическими традициями, поскольку все ее знания и теории, построенные на этих знаниях, связаны с реальными явлениями и процессами. Еще Гиппо­крат писал: «Врач-философ равен богу. Да и немного... различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно:... знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественного происхождения». Л. Фейербах утверждал, что медицина являлась колыбелью материа­лизма. Поэтому кому, как не медицинским работникам, необходимо зани­маться пропагандой материалистического взгляда на природу здоровья и болезни, жизни и смерти, если в основе их профессиональной деятельнос­ти лежат эти понятия? Врач может лучше, более убедительно и аргументи­рованно объяснить сущность того или иного явления, связанного с физио­логией и патологией человека, как и чем можно помочь больному челове­ку, что для него полезно и что вредно.

Однако в ряде случаев страх перед заболеванием и его последствиями настолько поражает разум человека, что он делается мнительным, совер­шенно безвольным и попадает под влияние невежественных знахарей, экс­трасенсов, бабок-шептух, колдунов, шаманов, звездочетов и т.д. Этому не­редко способствуют средства массовой информации, которые весьма часто печатают или демонстрируют по телевидению астрологические прогнозы, рекламируют «магов», «чародеев», излечивающих все известные болезни. А между тем в подавляющем большинстве случаев знахари, экстрасенсы и другие «исцелители» - это полуграмотные шарлатаны-вымогатели и чем больше и громче говорится о бескорыстности, тем тщательнее законспири­ровано вымогательство.

Опасности знахарства состоят еще и в том, что очень часто после лече­ния у знахаря больные поступают в лечебные учреждения с запущенными стадиями заболевания, а это ведет к потере здоровья и трудоспособности, а иногда заканчивается трагически.


ГЛАВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

• Участие врачей в проведении общегосударственных оздоровите.п. ных и прошвочпидемнческих мероприятий и оказание помощи при стихийных бедствиях. При неблагоприятной эпидемиологической обстановке или стихийном бедствии для ликвидации последствий или предупреждения их появляется потребность в привлечении врачей определенной специальности. При)гом может возникнуть ситуация, когда мобилизация всех врачей данною профиля окажет­ся недостаточной дяя решения возникшей проблемы. Исходя из ин­тересов общества для выполнения определенной работы могу г при­влекаться врачи любого профиля и квалификации. Врач в -этих ус­ловиях обязан быстро приобрести знания и навыки в другой специ­альности. Обязанности государства по отношению к врачу. При государствен­ной форме организации медицинской помощи населению общество обяза­но гарантировать врачу прежде всего право на труд, взять на себя заботу о быге, отдыхе, здоровье, т.е. удовлетворить основные материальные и ду­ховные потребности. Реализация перечисленных потребностей обеспечи­вает врачу реальную свободу личности.

В самом деле, именно труд делает человека свободным, так как необ­ходимые для жизни блага в нормальных условиях могут быть созданы ис­ключительно с помощью труда. Более того, труд позволяет создавать не только материальные блага, но и приносит духовное удовлетворение, гор-цость и достоинство. Без гарантированного права на труд и выбор профес­сии не может и не бывает настоящей свободы человека как личное!и

Обязанностью государства в условиях государственной медицины яв­ляется также удовлетворение материальных потребностей врача. Если ма­териальное обеспечение врача соответствует разумной достаточности, то)то уменьшит вероятность вымогательства, поборов и взяточничества.

Результаты практической деятельности врача в значительной степени зависят от его квалификации. Поскольку высокий уровень квалификации врачей позволяет добиться лучших результатов в лечении и профи тктмке заболеваний, то общество обязано сделать данную проблему государствен­ной. Эта функция включает организацию и проведение системы суборди­натуры, интернатуры (ординаторы), специализации и усовершенствования врачей. Все это позволяет обеспечшь быструю нодгоювку высококвали­фицированных кадров, а также повышение квалификации врачей со ста­жем. В этом же направлении действует стимул материальной заинтересо­ванности: аттестация врачей, продвижение по службе.


ГЛАВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

Результаты практической деятельности врача наряду с квалификацией определяются оснащенностью лечебного учреждения, обеспечением ле­карственными препаратами, а гакже авторитетом врача. Следовательно, ав­торитет врача является вполне реальным компонентом лечебного процес­са, поэтому он нужен членам общества.

Таким образом, забота об авторитете врача - это не только обязанность врача, но и предмет заботы всего общества, поскольку оно в этом заинте­ресовано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: