16.1. Пооперационный контроль и контроль качества бетона необходимо осуществлять в соответствии с требованиями главы СНиП III-15-76 и с учетом особенностей, изложенных в данном разделе.
16.2. Вид применяемого цемента необходимо контролировать по заводскому паспорту на каждую партию.
Содержание трехкальциевого силиката и трехкальциевого алюмината в цементе устанавливается по справке, высылаемой заводом-изготовителем по запросу строительной организации.
16.3. При приготовлении бетонной смеси необходимо осуществлять контроль за отсутствием льда, снега, смерзшихся комьев заполнителей размером более 10 мм, за температурой воды и заполнителей, температурой бетонной смеси на выходе из смесителя через 2 ч, за концентрацией растворов добавок перед каждым заполнением расходных баков, но не реже 1 раза в смену.
16.4. При транспортировании бетонной смеси следует проверить отсутствие снега и наледи в транспортных средствах, а также выполнение мероприятий по утеплению, укрытию и обогреву транспортных средств - не менее 1 раза в смену.
16.5. До начала установки опалубки необходимо проверить: толщину и состояние утеплителя в щитах и крепление защитного кожуха утеплителя; маркировку щитов греющей опалубки, наличие и состояние разъемов; омическое сопротивление нагревателей в каждом щите греющей опалубки.
16.6. Перед бетонированием должно быть проверено наличие гидроизоляционного материала и утеплителя для укрытия неопалубленных поверхностей и соответствие их требованиям технологических карт.
16.7. При предварительном отогреве основания необходимо контролировать соответствие утепления требованиям технологических карт (см. п. 1.3), а также 1 раз в смену температуру непучинистого основания на глубине 0,3 м, а пучинистого - на глубине 0,5 м.
При предварительном отогреве стыкуемых элементов необходимо контролировать каждый час температуру в полости стыка в двух точках - на контакте со стыкуемым элементом и с опалубкой в углу сечения (см. разд. 13).
16.8. В процессе предварительного электроразогрева бетонной смеси следует контролировать ее температуру в каждой емкости для разогрева, а также через 2 ч - загустевание бетонной смеси в процессе и после разогрева. Для этой цели рекомендуется применять электровибровискозиметр (см. прил. 11).
16.9. До начала укладки бетонной смеси должно быть проверено отсутствие снега и наледи на поверхности основания, опалубки, арматуры, на стыкуемых поверхностях.
16.10. В процессе укладки бетонной смеси необходимо измерять ее температуру на глубине 5 см после укладки каждого слоя.
16.11. По окончании бетонирования конструкции (захватки) следует контролировать соответствие укрытия неопалубленных поверхностей бетона требованиям технологических карт.
16.12. Перед началом электропрогрева бетона должны быть проверены размещение и коммутация электродов, толщина защитного слоя (при прогреве пластинчатыми и полосовыми электродами), а перед началом обогрева в греющей опалубке - коммутация щитов.
16.13. Температуру бетона в процессе его выдерживания необходимо измерять:
при термосном выдерживании, при выдерживании в тепляках, парообогреве и в процессе остывания после электротермообработки - каждые 2 ч в первые сутки, каждые 4 ч и последующие 3 сут и 1 раз в сутки в остальное время выдерживания;
при выдерживании бетонов с противоморозными добавками - 1 раз в смену до приобретения бетоном прочности, указанной в п. 1.5;
при электротермообработке бетона в период подъема температуры со скоростью до 10 °С в час - через 1 ч, со скоростью более 10 °С в час - через 0,5 ч, в процессе изотермического прогрева - через 2 ч.
16.14. Температуру воздуха следует измерять вблизи забетонированной конструкции 1 раз в смену.
16.15. Измерение температуры бетонной смеси перед началом и в процессе ее предварительного электроразогрева в кузовах автосамосвалов и бадьях должно производиться дистанционно с помощью датчиков температуры.
В каждой емкости следует располагать 1 - 2 датчика. Датчики, установленные в бадьях, необходимо соединять с показывающим прибором с применением разъемов. Допускается контроль температуры разогреваемой бетонной смеси с помощью технических термометров при отключенном напряжении.
16.16. Для измерения температуры бетона в конструкции рекомендуется использовать дистанционные устройства (см. табл. 68) либо технические термометры. Датчики температуры необходимо устанавливать в специальные температурные скважины и находиться в них на протяжении всего времени измерения температуры. Скважины должны быть защищены от попадания сыпучего утеплителя воронками из рулонного материала. При необходимости отверстия для датчиков или термометров следует устраивать в боковой опалубке.
16.17. Температуру бетона необходимо измерять в зонах наибольшего охлаждения, (углы, выступающие элементы конструкций) и наибольшего нагрева (у электродов, на контакте с греющей опалубкой или с греющими проводами, в местах подвода пара при парообогреве, в тепляках на уровне пола и т.д.), на глубине 5 см от поверхности бетона, а также в ядре сечения массивных конструкций с модулем поверхности 3 и менее.
При индукционном нагреве железобетонных конструкций со стержневой арматурой необходимо измерять температуру в слое, прилегающем к арматурным стержням.
Точки, в которых производится измерение температуры, должны быть указаны в технологической карте; их примерное количество определяется из расчета одной точки на каждые 3 м3 бетона, 6 м длины конструкции, 10 м2 площади перекрытий и 40 м2 площади полов и покрытий. При использовании бетонов с противоморозными добавками количество термометров может быть уменьшено до двух на конструкцию или захватку, бетонируемую в течение одной смены.
16.18. В процессе электропрогрева бетона, особенно в начале подъема температуры, необходимо следить за поверхностями прогреваемых конструкций. В случае интенсивного выделения из бетона пара необходимо отключить напряжение и устранить причину перегрева (малое расстояние между разноименными электродами, между электродами и арматурой либо металлической опалубкой).
16.19. При электротермообработке бетона необходимо сразу после включения напряжения на электроды или электронагревательные устройства и в дальнейшем через 2 ч измерять силу тока и напряжение в токоподводящих проводах с помощью амперметров и вольтметров, установленных на понижающем трансформаторе или в цепи переменного тока, либо с помощью электрических клещей.
16.20. Результаты измерения температуры бетона и воздуха, силы тока и напряжения следует записывать на температурных листах (табл. 69).
Таблица 69
Температурный лист (приложение к журналу бетонных и железобетонных работ)
Строительная организация ___________________________________________________________________
Объект ____________________________________________________________________________________
Конструкция _______________________________________________________________________________
Марка бетона _______________________________________________________________________________
Объем захватки _____________________________________________________________________________
Дата _________________ начала бетонирования, ______ ч. ______ мин, окончание бетонирования ___________ ч. ___________ мин.
Температура бетонной смеси на воздухе _____________ °С, бетона по окончании укладки _________________ °С
Температура воздуха при бетонировании ______ - __________ °С
Начало тепловой обработки ________ ч. ________ мин.
Время | Температура воздуха | Температура бетона, °С в скважинах № (схема размещения и нумерации скважин прилагается) | Показания электрических приборов | Примечания (продолжительность и причина отключения напряжения, результаты осмотра конструкции и т.п.) | ||||||||||||||||
напряжение, В | сила тока, А, по фазам | |||||||||||||||||||
Подписи: мастер _____________ лаборант ____________ электрик ________________
Температуру бетонной смеси в момент окончания ее разогрева в кузове самосвала необходимо записывать в специальном журнале (табл. 70), а также в накладной, имеющейся у водителя.
Таблица 70
Форма журнала предварительного электроразогрева бетонной смеси в кузовах самосвалов
Дата, часы, минуты окончания разогрева | № автомашины | Объем бетонной смеси, м3 | Температура разогрева, °С | Примечание |
Подпись оператора после каждой смены ____________
16.21. Контроль прочности бетона осуществляется так же, как в летних условиях, с изготовлением и выдерживанием образцов возле забетонированной конструкции и испытанием их на сжатие в следующие сроки:
при выдерживании по способу термоса, применении бетонов с противоморозными добавками и выдерживании бетона из предварительной разогретой смеси - три образца после снижения температуры бетона до расчетной конечной (для бетонов с противоморозными добавками - до приобретения прочности, указанной в п. 1.5), три образца после оттаивания и твердения образцов в нормальных условиях в течение 28 сут, три образца перед загружением конструкции нормативной нагрузкой; перед испытанием образцов, хранившихся на морозе, они должны быть оттаяны при температуре 15 - 20 °С в течение 4 ч;
при обогреве паром или выдерживании в тепляках - три образца по окончании выдерживания и три образца после последующего 28-суточного твердения в нормальных условиях.
16.22. При электропрогреве, обогреве в греющей опалубке, при индукционном нагреве и инфракрасном обогреве поддержание в образцах такого же температурно-влажностного режима, как в конструкции, практически неосуществимо. Поэтому контроль прочности необходимо производить путем контроля температурного режима твердения. Соблюдение заданного температурно-влажностного режима обеспечивает (при соблюдении других технологических требований) приобретение бетоном к концу выдерживания прочности, указанной в разд. 4, а после оттаивания и 28-суточного твердения при температуре 18 - 20 °С достижение 95 - 110 % R 28. Кроме того, рекомендуется определять прочность прогретого бетона до его остывания ниже 0 °С неразрушающими методами - ультразвуковым, с помощью эталонного молотка НИИ Мосстроя, а также высверливанием и испытанием кернов.
16.23. В случае, если фактический температурный режим выдерживания бетона отличается от проектного (расчетного), определение фактической прочности бетона следует производить с использованием графиков нарастания прочности на рис. 2 - 4 по методике, аналогичной приведенной в примерах расчета (см. п. 4.1.1), либо с использованием данных о нарастании прочности бетона, приведенных в табл. 23 - 30.
Пример. Определить с использованием таблиц нарастания прочности фактическую прочность бетона, твердеющего с подъемом температуры с 20 до 40 °С в течение 12 ч, при температуре 40 °С в течение 12 часов и с последующим остыванием до 0 °С в течение 36 ч. Бетон марки М200 на портландцементе марки 400. Содержание C3A в цементе 8 %.
Решение. По табл. 28 находим, что в период подъема температуры при средней температуре (40 + 20): 2 = 30 °С бетон на цементе с соответствующим содержанием C3A за 12 ч приобретает 25 % R 28. Чтобы определить прочность, приобретенную бетоном в процессе изотермического выдерживания, находим в графе 40 °С («Б») прочность, близкую к 25% R 28. Она оказывается равной 30 % R 28. Твердение бетона, начиная от этой прочности, в течение 12 ч при 40 °С приводит к приобретению 55 % R 28 (вторая строка в крайней правой графе таблицы). Поскольку вместо 25 % R 28 принято 30 % R 28, достигнутая к концу изотермического выдерживания прочность примем приближенно равной 50 % R 28. В процессе остывания при средней температуре (40 - 0): 2 = 20 °С в течение 36 ч, начиная с прочности 50 % R 28 (в третьей строке табл. 28 принимаем близкую величину 48 % R 28), бетон достигнет прочности 60 % R 28 (четвертая строка таблицы в графе 20 °С «Б»).
16.24. В связи с особыми требованиями к качеству бетона специальных высотных сооружений, бетонируемых в скользящей опалубке, из каждой партии бетонной смеси следует изготовлять девять контрольных образцов-кубов с размером ребра 10 см, три образца необходимо испытать после 28 сут выдерживания в нормальных условиях для определения марки бетона. Остальные образцы следует хранить внутри сооружения на отметке ±0,00 в деревянном ящике с песком и утепленным днищем. Сверху ящик должен быть укрыт элементом ТАПП. Образцы следует выдерживать при таком же режиме, как бетон возводимого сооружения.
Три образца необходимо испытать через 4 ч после окончания обогрева. Остальные три образца выдерживать после прогрева возле забетонированной конструкции до достижения бетоном конструкции положительной температуры, затем - 28 сут в нормальных условиях, после чего испытать.
16.25. В случаях, когда проектом или ГОСТом предусмотрен контроль не только прочности бетона при сжатии, но и других его показателей (дорожный бетон, гидротехнический бетон и др.), необходимо изготовлять и выдерживать, согласно указаниям п. 16.21, соответствующее количество образцов. При электротермообработке бетона эти образцы должны быть прогреты в специальных формах по режиму, соответствующему температурному режиму твердения бетона в конструкции.
16.26. Для обеспечения соответствия режима выдерживания образцов режиму твердения бетона в конструкции рекомендуется применять переносную камеру с терморегулятором конструкции Оргэнергостроя.
16.27. По окончании выдерживания и распалубки конструкции необходимо произвести ее осмотр, результаты которого записываются на температурном листе (табл. 69).