Часть третья

Первобытная культура

От всех эпох и типов культуры первобытность отличает ее ни с чем несопо­ставимая длительность. Она безраздельно господствовала минимум 35 из 40 тысяч лет существования человека. Всем остальным эпохам, вплоть до современнос­ти, отведено лишь 5 тысяч лет. Тем не менее, говоря об античной или средневе­ковой культуре, их нельзя не разделить на ранний (архаика), классический и по­здний периоды. Они слишком отличны один от другого, чтобы ограничиться рас­смотрением Античности или Средневековья в целом. Иначе обстоит дело с пер­вобытностью. Несмотря на свою продолжительность, она несравненно однород­ней всех других эпох. В ней преобладают моменты устойчивости и постоянства. Столетия и тысячелетия и тем более региональные различия для первобытной культуры не имеют значения, если сосредоточить свое внимание на ее существе. Конечно, изменения в первобытной культуре происходили, но не случайно ее ис­следователи предпочитают достаточно неопределенно говорить о ранней и по­здней первобытности. Причем сколько-нибудь определенной датировке этих ста­дий не существует. Строго говоря, ранняя и поздняя первобытность — это даже не стадии и периоды, а просто ориентиры, позволяющие судить о том, сталкива­емся ли мы с чистой, беспримесной первобытностью или же тенденциями ее раз­ложения перехода в иные послепервобытные состояния.

В настоящем случае о разделении первобытности на раннюю и позднюю речь не идет. Нас первобытность будет интересовать в ее устойчивом ядре и фундаментальных проявлениях, по возможности независимо от существования первобытности в пространстве и времени. В частности, нам не обойтись без пред­варительной характеристики души первобытного человека в ее своеобразии, а также восприятия им внешнего мира. Далее речь пойдет о мифе, ритуале и ма­гии. В этом выборе нет предпочтений и произвола автора, потому что миф и риту­ал — сквозные реальности первобытной культуры. Все, что совершалось в пер­вобытном сознании и действиях первобытного человека, так или иначе было ри­туально и мифологично. Невозможно говорить о первобытности и без учета ма­гии, в ее противостоянии мифу и ритуалу. Наконец, фигуры жреца и мага — это не просто характерные и впечатляющие представители первобытной общины. Они центрируют собой смыслы и устойчивые моменты ее существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: