Важное место в управлении играет обоснование и установление объемов выпуска продукции, при которых производство будет рентабельным. В этих целях рассчитывают:
1) безубыточный объем продаж, при котором обеспечивается полное возмещение постоянных издержек предприятия. Точка безубыточности – это объем продаж, при котором выручка от продажи продукции равна общим издержкам;
2) объем продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли;
3) зону безопасности (запас финансовой прочности).
Для определения этих показателей используются аналитический и графические способы.
Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и прибылью можно отразить на графике.
Рис..Графическое изображение точки безубыточности
Линия затрат (полной себестоимости) может быть выражена уравнением Y = а + b ∙ x.
Взаимосвязь «затраты – объем – прибыль» может быть выражена также с помощью формул. Выделяют две концепции.