Караганда: забастовки шахтеров

В июле 1989 г. вслед за шахтерами Донбасса и Кузбасса забастовали шахтеры Карагандинского угольного бассейна. Ежедневно в забастовках принимало участие до 10-15 тысяч человек. Требования шахтеров:

• повышение заработной платы;

• улучшение условий работы на шахтах;

• изменение ассортимента продовольственных товаров;

• закрытия Семипалатинского ядерного полигона;

• прекращения монополий всесоюзных ве­домств;

Организаторы: Во главе созданных шахтерами стачкомов стали Д. Тегисов, П. Шлегель, М. Рамазанов, В. Перебейнос и др.

Реакция руководства страны:

• Ответами прибывшего в Караганду для успокоения шахтеров министра угольной промышленности СССР М. И. Щадова шахтеры не удовлетворились.

• В Караганду срочно прилетел Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Н. А. Назарбаев. После серий встреч правительству республики удалось успокоить шахтеров.

• Главной причиной явилось то, что требования бастующих шахтеров и позиция первого секретаря ЦК Компартии Казахстана совпали: обе стороны были недовольны монополией центральных ведомств и желали экономической самостоятельности. После обещания руководителей республики выполнить справедливо поставленные требования шахтеров забастовки прекратились.

Развитие внешнеэкономических связен Казахстана

В отличие от прежних времен Казахстан в конце 80-х гг. стал более активно выходить на внешний рынок:

• По объему экспортных поставок Казахстан занимал 5-ое место в СССР. Экспорт Казахстана представалена - 97 % на сырье, материалы и полуфабрикаты; 90% экспорта желтого фосфора; 72% - меди; практически всю хромовую руду, свиней, цинк. Казахстан, в основном, поставляла на экспорт сырье и энергоносители, продукцию черной и цветной металлургии, нефть, уран и т.д.

• В условиях приобретения реального суверенитета правительство республики приняло ряд очень важных экономических законов, которые позволяли ей более самостоятельно вести свою внешнюю политику:

- «О собственности в Казахской ССР»;

- «Об основных принципах внешне­экономической деятельности Казахской ССР»;

- «О свободных экономических зонах в Казахской ССР»;

- «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» и т.д.

• В республике было образовано Министерство внешнеэкономических связей, создан республиканский Внешэкономбанк, Такие меры правительства республики привели к созданию различных внешнеэкономических ассоциаций, корпо­раций и консорциумов. Все это положительно сказалось на росте встречной торговли, объем которой только за 1990 г. увеличился в 1,5 раза.

Рост деловой активности сопровождался созданием новых банковских структур: коммерческих, инновационных и т.д. Со­вместно с Саудовской Аравией в ноябре 1990 г. был создан первый банк с иностранным участием «Аль-Барака-Банк Казахстан». Активно стали развиваться связиРеспубликой Корея, в частности, с корпорациями «Самсунг», «Голд Стар» и другими. В Алматы заработал ресторан, открытый бизнесменами из Южной Кореи. За первую половину 1991 г. в Казахстане было зарегистрировано 35 совместных предприятий при участии 24 стран.

1 Важным направлением внешнеэкономических связей Казахстана стали свободные экономические зоны: Жайрем-Ата-суйская, Карагандинская, Мангистауская, Алакульская и Жаркентская.

• Активно стали развиваться торговые отношения между Казахстаном и Китаем. Товарооборот между ними в приграничной торговле вырос с 4 миллионов рублей в 1986 г. до 21,7 миллиона в 1990 г. Значительно расширились прямые научно- технические связи между учреждениями Академии наук республики, научно- исследовательскими институтами и вузами. В 1990 г. первая группа студентов из Казахстана была направлена для продолжения учебы в Китай.

Была открыта новая авиалиния Алматы - Урумчи - Алматы, налажена автобусная связь между городами Панфилов и Инин (Синцзян - Уйгурский автономный район).

Социальное развитие сел Казахстана в 80 - 90-е гг.

К началу 1991 г. в сельской местности Казахстана проживало 7124,6 тысяч человек, что составляло 42,4% общей численности населения республики. Причем, с начала 1980 г. число сельских жителей в Казахстане увеличилось на 325,9 тысячи человек, или на 4,8%, главным образом, за счет высокой рождаемости селян.

Сильный разрыв уровня жизни между городом и селом, особенно по уровню развития социально-культурных учреждений, обеспечен­ности жильем, детскими дошкольными учреждениями, медицинскому обслуживанию, благоустройству сельские населенные пункты значительно отставали от городских.

• Жилищное строительство.

Если в городских поселениях объемы введенных жилищных площадей в течение XII пятилетки возрастали, то в сельской местности происходило их неуклонное снижение. Ос­новные причины:

- хроническая слабость материально- технической базы;

- удорожание стройматериалов;

- недостаточность кредитов и ссуд на возведение в селах благоустроенных домов.

Была принята программа «Жилье-91». К началу 1991 г. около 150 тысяч сельских семей оставались в очереди на получение квартир. Между тем, по обеспеченности сельского населения жильем Казахстан уступал большинству республик. Например, в 1989 г. в Прибалтике общая площадь на одного селянина достигла 24,0-25,9 кв. м, в Грузии - 21,2, на Украине и в Белорусии - превышала 20 кв. м.

• Транспортное обслужование села. Увеличившись за годы XII пятилетки на 28,7 кв. км, длина автомобильных дорог с твердым покрытием в Казахстане составила 67,5 тыс. км. Но тем не менее, транспортное об­служивание сельских жителей не только не улучшилось, а стало давать сбои. Например, в 1989 г. по сравнению с 1985 г., число автобусных маршрутов уменьшилось с 1768 до 1475 в междугородном и с 1349 до 1266 в пригородном сообщении. Уменьшилась общая длина автобусных линий, снизился пассажирооборот.

• Политика ликвидации неперспективных обьектов. Стало ощущаться отрицательное воздействие непродуманной политики ликвидации в 70-х гг. так называемых неперспективных сел, закрытие торговых точек, начальных школ, медицинских учреждений. Почти треть совхозов и колхозов не имели типовых общеобразовательных школ, около половины - типовых сельских клубов, более 400 из них пользовались привозной водой, в селе была слабо развита торговая сеть.

• Товарный дефицит. Развивающиеся арендные отношения, новые формы хозяйствования еще более обострили образо­вавшийся товарный дефицит. В селе наиболее наглядно проявился острый недостаток товаров первой необходимости, детских изделии: одежда, ооувь, школьные принадлежности. Происходящий процесс повышения розничных цен и «вымывание» дешевых продуктов и товаров особенно тяжело сказывались на многодетных семьях, пенсионерах, инвалидах войны и труда. Сфера образования села. К началу 1990-91 учебного года работало 6585 дневных общеобразовательных школ. Основные проблемы сельской системы образования:

- Из-за нехватки помещений около половины сельских школ работало в две смены, а часть - даже и в три;

- Из-за понижения рождаемости снизилось и число учеников, обучающихся в средних школах.

- Отставали сельские школы от городских по обеспеченности кабинетами профориентации и вычислительной техникой, в них не хватало зачастую буфетов и столовых.

- Отставала сельская местность по уровню обеспеченности жителей детскими дошкольными учреждениями.

Сфера здравоохранения села. Невнимание к нуждам сельского населения ярко проявилось и в низкой обеспеченности их учреждениями здравоохранения. В аулахи селах не хватало больниц, здравпунктов, сельские учреждения здравоохранения были значительно хуже обеспечены врачами и средним медицинским персоналом, а почти пятая часть населенных пунктов в республике вообще не имели никаких учреждений здравоохранения.

• Оказание социальных услуг. В начале 80-х гг. значительно сократилось на селе число предприятий, оказывающих социальные услуги (с 979 до 180), бань и душевых (с 4202 до 3482), теле- и радиоателье (с 334 до 326). Одной из главных причин низкого уровня развития сети предприятий бытового обслуживания на селе являлась разноведомственность их подчинения - часть из них относилась к министерству бытового обслуживания, остальные были подчинены еще около 10 ведомствам. Втаких областях, как Мангистауская, Атырауская, Кзыл- Ординская, Жезказганская, был крайне низок объем услуг связи, пассажирского транспорта, культуры, коммунального хозяйства.

Культура, наука, просвещение.

Языковая политика. Одним из наиболее тяжелых проблем, требовавших своего безотлагательного решения, стали языков в Казахстане. С развитием языка, расширением его общественных функций связывали расцвет любой национальной культуры, более того, будущее самой нации. А между тем, положение казахского языка в рес­публике было критическим:

• Из 80-ти общественных функций, которые выполняет нормально функционирующий язык, казахский использовался лишь в 10-ти.

• Казахский язык был вытеснен из делопроизводства, особенно в городах.

• Резко сократилось с 1960 по 1990 гг. количество школ, с казахским языком обучения. Особенно в Кокшетауской, Северо- Казахстанской, Акмолинской, Кустанайской и Восточно-Казахстанской областях.

• Казахская молодежь, особенно городская, не владела вообще или же знала слабо родной язык.

• Следствием пренебрежительного отношения к культуре языка стало равнодушие и пренебрежение к литературе, истории и веко­вым традициям казахского народа.

• Такие же явления стали распространяться и среди национальных групп, проживающих в Казахстане: уйгуров, украинцев, немцев, турок-месхетинцев, татар.

22 сентября 1989 г. на внеочередной 14-ой сессии Верховного Совета Казахской ССР был принят «Закон о языках». В законе было объявлено статус языков:

1. Казахский язык - государственный язык суве­ренной республики;

2. Русский язык - язык межнационального общения. Казахстан.

Принятие «Закона о языках» позволило стабилизировать общественно-политическую обстановку и значительно улучшить состояние межнациональных отношений.

Была проделана работа по развитию и возрождению казахского языка в республике:

- С июля 1990 по июнь 1991 гг.число детских садов с казахским языком увеличилось на 482, всего их в республике стало 1677.

- Было открыто 155 общеобразовательных школ, 4 профессионально-технических училища.

- В республике появилось первое ГГІТУ, готовящее делопроизводителей и машинисток на казахском языке.

После долгих лет Казахстан получил возможность приобщения к культуре восточных народов: турецкой, арабской, китайской. В 1992 г. было начато издание совместной казахско-турецкой газеты «Казахстан-Заман».

В городе Алматы, в Карагандинской и Акмолинской областях открылись школы с преподаванием на татарском и немецком языках. Республиканское телевидение и радио показывало и вещало на 6 языках.

Реабилитация казахской интеллигенции.

• 1988 г. постановлением ЦК Компартии Казахстана были возвращены народу славные имена его славных

представителей, репрессированных и осужденных в 20-40-х и начале 50-х гг. Особенно широкий отклик у общественности получила реабилитация творческого наследия Шакарима Кудайберды- улы, Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева, Жусипбека Аймаутова, Миржакыпа Дулатова.

Был отменен целый ряд постановлений ЦК Компартии Казахстана по вопросам идеологии и науки, принятых во второй половине 40-х - начале 50-х гг., как отражение некомпетентного вмешательства в развитие науки и глубоко ошибочных по своей сути. К таким, явно тенденциозным документам относилось постановление «О грубых политических ошибках института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» от 21 января 1947 г. Благодаря этому ученые и общественность получили возможность глубокого изучения многих запрещенных художественных произведений казахского фольклора, литературы и искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: