ЦЕЛЬ: изучить различные типы взаимодействия генов в определении признаков (объяснить отклонения от законов Менделя).
Задача:
1. Уметь моделировать генетические схемы наследования признаков при различных формах взаимодействия аллельных и неаллельных генов.
Мотивационная характеристика. Классическое расщепление 9:3:3:1 осуществляется только при соблюдении ряда условий и, прежде всего при независимом наследовании признаков. Но у любого организма каждое его свойство (окраска шерсти кролика, длина волос) определяется многими генами. В этом случае аллели разных генов взаимодействуют друг с другом, образуя при этом иное видоизмененное расщепление. Сложные признаки формируются при взаимодействии неаллельных генов, занимающих разное положение в геноме данного вида.
Задание для самоподготовки:
Знать: а) понятие об аллельных и неаллельных генах; б) отклонения в наследовании признаков от законов Менделя; в) формы взаимодействия аллельных генов (доминирование: полное и неполное, ко- и сверх-; аллельное исключение; межаллельная комплементация; множественный аллелизм); г) формы взаимодействия неаллельных генов (комплементарное взаимодействие, эпистаз, плейотропия, полимерия).
Теоретические вопросы:
1. Взаимодействие аллельных генов: а) полное доминирование; б) неполное доминирование; в) сверхдоминирование; г) кодоминирование; д) аллельное исключение; ж) межаллельная комплементация.
2. Множественный аллелизм. Наследование групп крови системы АВО.
3. Формы взаимодействия неаллельных генов: а) комплементарность; б) эпистаз (доминантный, рецессивный); в) плейотропия; г) полимерия.
Контрольные вопросы:
1. Что такое кодоминирование? Сверхдоминирование?
2. Когда расщепление по генотипу совпадает с расщеплением по фенотипу?
3. Каковы причины множественного аллелизма?
4. Чем обусловлены варианты расщепления при доминантном эпистазе?
5. Чем принципиально отличаются кумулятивная и некумулятивная полимерия?
6. Почему комплементарное взаимодействие генов можно рассматривать как вариант рецессивного эпистаза?
Литература
1. Ярыгин В.Н. Биология. – Т. 1.– М.: Медицина, 2003.– С.161–171, 246–253.
2. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб: Лань, 2000. – С.318.
3. Кобзарь В.Н. Биология: учебное пособие. Ч. 1. – Бишкек: КРСУ, 2012. – С. 107–117.
4. Кобзарь В.Н., Васильченко В.В. Тесты и задачи по биологии. – Бишкек, 2012. – С. 66–71. Задачи 19–44.
ЦИТОГЕНЕТИКА