Практика школьного и вузовского образования СССР сформировала своеобразные интеллектуально-психологические представления о том, что такое понимание. Атмосфера школьных требований свела понимание к запоминанию того, что нужно понять. Способность повторить, воспроизвести полностью и без ошибок некоторую предъявленную информацию считается пониманием в большинстве «народных» систем образования. Пересказ текста, исполнение заученного алгоритма решения уравнения, воспроизведение без ошибок последовательности действий сборки-разборки и прочее знакомы каждому в качестве критерия для получения оценки. Плоды такого образования пожинаются сегодня и в политической жизни. Одни извлекли отрицательный эффект из заучивания Закона Божия, другие — из зазубривания биографий вождей и программ партии, третьих это еще ожидает... (64).
Чтобы отличить действительное понимание от запоминания, я воспользуюсь таким примером: предъявляется ряд чисел: 144; 89; 21; 377. Задается вопрос, понятно ли, что это? Возможны два ответа: первый — (в пределах данной информации): «Это арифметические числа 144, 89, 21, 377». В этом случае используется способность запомнить, сохранить и через некоторое время воспроизвести четыре числа к полному удовлетворению всех сторон. Здесь понимание подменяется запоминанием. Второй ответ — (выход за пределы непосредственно данной информации): «Эта числа из ряда Фибоначчи» (понимание). Оно
|
|
позволяет самостоятельно упорядочить, вспомнить, предположить в будущем, применить на практике многое из того, что следует из четырех лишь чисел. Если память характеризуется произвольностью, объемом, долговременностью запоминания, точностью воспроизведения и т. п., то понимание имеет четыре вида, каждый из которых различается по трем критериям, что в совокупности дает двенадцать типов понимания. Виды понимания подразделяются на:
1) Восстановление разрушенной информации. В данном слу-
чае это восстановление порядка предъявленного числового ряда
(21, 89, 144, 377), вычисление пропущенных чисел ряда Фибо-
наччи (34, 55, 144, 233) и указание всего ряда в правильной
очередности — 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, чего в непосредст-
венно данной информации не было. Практически вся политиче-
ская информация предъявляется обществу разрушенной умыш-
ленно или по неспособности информатора с ней справиться. Со-
общения о политических явлениях всегда отрывочны, запутаны
и могут быть поняты только при способности восстановить их
логический порядок и недостающие части. Для этого необхо-
димо знание из теории политики чего-то такого, чем является,
например, закон ряда Фибоначчи для числового ряда 144, 89,
21, 377.
|
|
2) Воспроизведение предшествующей информации. В нашем
примере это указание всех предшествующих чисел ряда: 1, 2,
3, 5, 8, 13, которых не было в непосредственно данной инфор-
мации. Аналогичным образом все политические события и ор-
ганизации имеют предопределившую их многовековую предше-
ствующую историю. Без знания закона «предопределения» кон-
кретных событий немыслимо правильно понять краткие сооб-
щения о текущей политике.
3) Предвосхищение последующей информации. Здесь — пе-
речисление чисел ряда Фибоначчи, следующих после 377: 610,
983, 1589, 2572 и т. д. до бесконечности. Дать политический
прогноз, исходя из непосредственно данной информации, без
владения ключом к ней (вроде закона ряда Фибоначчи) дело
немыслимое. В политике есть своя логика, не менее строгая, чем
математическая, и не может быть событий, не предопределен-
ных некоторым психологическим законом их появления.
Реализация предъявленной информации. Здесь — исполь-
зование «золотого сечения» при эстетической оценке, например,
лица человека, где отношение ширины лица к его длине в иде-
альном случае красоты должно быть равно 0,618. Учет «золото-
го сечения» необходим при создании совершенных предметов
быта, архитектурных сооружений. В политической жизни любая,
непосредственно предъявляемая информация предназначена для
практического поведения лица, ее получившего. Информация
имеет только одно назначение — она является самым жестким
и самым «невидимым» средством воздействия. Без знания не-
54
коего скрытого существа предъявленной информации политическое поведение ее получателя будет примитивным и ошибочным. Существа, так же скрытого, как скрыто от неинтересующихся значение отношения 0,618 в природе, геометрии, стратегии игр, теории поиска, периодизации жизни человека и др.
Каждый вид понимания имеет три критерия понимания: эмоциональный, эмпирический и логический (рис. 1.З.)
Рис. 1.3. Психологическая типология понимания на примере чисел ряда
Фибоначчи.
Типы понимания информации при интеллектуальной экспансии:
1) Восстановление разрушенной информации по эмоциональному крите-
рию.
2) Восстановление разрушенной информации по логическому критерию.
3) Восстановление разрушенной информации по эмпирическому критерию.
4) Воспроизведение предшествующей информации по эмоциональному кри-
терию.
5) Воспроизведение предшествующей информации по логическому крите-
рию.
6) Воспроизведение предшествующей информации по эмпирическому кри-
терию.
7) Предосхищение последующей информации по эмоциональному крите-
рию.
8) Предвосхищение последующей информации по логическому критерию.
9) Предвосхищение последующей информации по эмпирическому критерию.
10) Реализация предъявленной информации по эмоциональному критерию.
11) Реализация предъявленной информации по логическому критерию.
12) Реализация предъявленной информации по эмпирическому критерию.
Эмоциональный критерий понимания проявляется в том, что мы интуитивно отличаем прекрасное от безобразного. Если ши-
рина улицы находится в отношении «золотого сечения» с высотой ее домов, то это, например, прекрасный Невский проспект. Если правило отношения 0,618 нарушено, то это безрадостные проспекты Гражданки. Как правило, мало у кого хватает времени и желания для поиска причин собственного благоприятного впечатления от созерцания совершенных архитектурных сооружений. Нечто подобное происходит в политике: харизматическая власть в своей основе имеет в основном эмоциональный критерий понимания личности лидера.
Эмпирический критерий заключается в способности исполнить правило «золотого сечения» в практических действиях: в определении формата книг, рисунке фигуры человека, решении дизайнерских задач в эргономике: проектирование автомашин, предметов быта, электронных приборов. Традиционалистская власть имеет психологическое обеспечение в применении эмпирического критерия понимания политики.
|
|
Логический критерий понимания предполагает знание теоретического расчета чисел ряда Фибоначчи и их связи с отношением «золотого сечения», начиная со знания правила деления отрезка в отношении а: х = х: (а—х), решения квадратного уравнения х2+ах + а2 = 0, которое дает х=а/2х(5—1)=0,62 и т. д. Психолого-политическим примером использования логического критерия понимания ситуации может считаться вариант формирования плебисцитарной власти.
Существует двенадцать типов понимания каждого политического явления: три критерия, помноженные на четыре вида понимания, т. е. например, сочетание эмпирического критерия понимания ситуации с видом понимания — предвосхищением последующих событий (см. рис. 1.З.). Пример с числами ряда Фибоначчи был выбран как наглядный, простейший. Понимание политического явления представляет несравненно большую трудность. Упрощая действительное положение вещей, можно, так сказать, закодировать известные политические концепции числами ряда Фибоначчи: число 144 — это политическая концепция Аристотеля, число 89 — точка зрения на политику Антифона, число 21 —политическое учение Маркса, число 377—политическая теория Гоббса. С точки зрения восстановления разрушенной информации (1-й вид понимания) необходимо ответить на вопрос: в каком отношении друг к другу находятся эти концепции? С точки зрения отношений эквивалентности, толерантности, строгого и нестрогого порядка, квазипорядка (21). Попытку выполнить исследование такого рода и предпринял Р. Мастерс. Какие концепции предшествовали друг другу (2-й вид понимания)? Какие концепции могут последовать из них (3-й вид понимания)? Какие практические действия следуют из указанных концепций (4-й вид понимания)? Материал для каких критериев понимания они содержат: эмоционального и/или логического, и/или эмпирического? Тот, кто в состоянии отве-
|
|
тить на все эти вопросы, действительно близок к пониманию существа политического явления.
Широко известны основные концепции поля политической теории: учения Антифона, Аристотеля, Платона, Гоббса, Маркса, Локка и многих других выдающихся мыслителей вплоть до Маркузе (155), Ферраротти (102). Это, к сожалению, не значит, что с позиции строгих критериев психологии понимания известные концепции составляют для нас целостную политическую картину мира. В исторической спешке и политической неразберихе повседневности во многих случаях политики и партии довольствуются оперативными суррогатами в качестве рецептов для анализа и действия, тем более психологический подтекст теорий классиков политической мысли остается невостребованным до сих пор. В большинстве случаев он воспринимается на уровне «непосредственно предъявленной информации» и по эмоциональному критерию понимания как некая экзотика. В результате серьезно именуемые политические действия вырождаются в фарс, имеющий политическую форму, но лишенный психологического содержания. Если бы физики столь же поверхностно понимали закон всемирного тяготения, как политики — закон власти, то у них при каждом его применении получался бы конфуз, как с полетом на воздушном шаре подьячего Крякутного. (Тем более конфуз, что мифического Крякутного не существовало вообще. Его придумал «специалист» по подделкам рукописей А. И. Сулакадзев, разоблаченный в 1958 г. В. Ф. Покровской (62). Сказка — ложь, да в ней намек.)