Факт первый: проблема понимания в политической психологии

Практика школьного и вузовского образования СССР сфор­мировала своеобразные интеллектуально-психологические пред­ставления о том, что такое понимание. Атмосфера школьных требований свела понимание к запоминанию того, что нужно понять. Способность повторить, воспроизвести полностью и без ошибок некоторую предъявленную информацию считается по­ниманием в большинстве «народных» систем образования. Пе­ресказ текста, исполнение заученного алгоритма решения урав­нения, воспроизведение без ошибок последовательности дейст­вий сборки-разборки и прочее знакомы каждому в качестве кри­терия для получения оценки. Плоды такого образования пожи­наются сегодня и в политической жизни. Одни извлекли отри­цательный эффект из заучивания Закона Божия, другие — из зазубривания биографий вождей и программ партии, третьих это еще ожидает... (64).

Чтобы отличить действительное понимание от запоминания, я воспользуюсь таким примером: предъявляется ряд чисел: 144; 89; 21; 377. Задается вопрос, понятно ли, что это? Возможны два ответа: первый — (в пределах данной информации): «Это арифметические числа 144, 89, 21, 377». В этом случае исполь­зуется способность запомнить, сохранить и через некоторое вре­мя воспроизвести четыре числа к полному удовлетворению всех сторон. Здесь понимание подменяется запоминанием. Вто­рой ответ — (выход за пределы непосредственно данной ин­формации): «Эта числа из ряда Фибоначчи» (понимание). Оно

позволяет самостоятельно упорядочить, вспомнить, предполо­жить в будущем, применить на практике многое из того, что следует из четырех лишь чисел. Если память характеризуется произвольностью, объемом, долговременностью запоминания, точностью воспроизведения и т. п., то понимание имеет четыре вида, каждый из которых различается по трем критериям, что в совокупности дает двенадцать типов понимания. Виды понимания подразделяются на:

1) Восстановление разрушенной информации. В данном слу­-
чае это восстановление порядка предъявленного числового ряда
(21, 89, 144, 377), вычисление пропущенных чисел ряда Фибо-­
наччи (34, 55, 144, 233) и указание всего ряда в правильной
очередности — 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, чего в непосредст­-
венно данной информации не было. Практически вся политиче­-
ская информация предъявляется обществу разрушенной умыш­-
ленно или по неспособности информатора с ней справиться. Со­-
общения о политических явлениях всегда отрывочны, запутаны
и могут быть поняты только при способности восстановить их
логический порядок и недостающие части. Для этого необхо­-
димо знание из теории политики чего-то такого, чем является,
например, закон ряда Фибоначчи для числового ряда 144, 89,
21, 377.

2) Воспроизведение предшествующей информации. В нашем
примере это указание всех предшествующих чисел ряда: 1, 2,
3, 5, 8, 13, которых не было в непосредственно данной инфор­-
мации. Аналогичным образом все политические события и ор­-
ганизации имеют предопределившую их многовековую предше­-
ствующую историю. Без знания закона «предопределения» кон­-
кретных событий немыслимо правильно понять краткие сооб­-
щения о текущей политике.

3) Предвосхищение последующей информации. Здесь — пе­-
речисление чисел ряда Фибоначчи, следующих после 377: 610,
983, 1589, 2572 и т. д. до бесконечности. Дать политический
прогноз, исходя из непосредственно данной информации, без
владения ключом к ней (вроде закона ряда Фибоначчи) дело
немыслимое. В политике есть своя логика, не менее строгая, чем
математическая, и не может быть событий, не предопределен­-
ных некоторым психологическим законом их появления.

Реализация предъявленной информации. Здесь — исполь­-
зование «золотого сечения» при эстетической оценке, например,
лица человека, где отношение ширины лица к его длине в иде­-
альном случае красоты должно быть равно 0,618. Учет «золото­-
го сечения» необходим при создании совершенных предметов
быта, архитектурных сооружений. В политической жизни любая,
непосредственно предъявляемая информация предназначена для
практического поведения лица, ее получившего. Информация
имеет только одно назначение — она является самым жестким
и самым «невидимым» средством воздействия. Без знания не-
54

коего скрытого существа предъявленной информации политиче­ское поведение ее получателя будет примитивным и ошибочным. Существа, так же скрытого, как скрыто от неинтересующихся значение отношения 0,618 в природе, геометрии, стратегии игр, теории поиска, периодизации жизни человека и др.

Каждый вид понимания имеет три критерия понимания: эмоциональный, эмпирический и логический (рис. 1.З.)

Рис. 1.3. Психологическая типология понимания на примере чисел ряда

Фибоначчи.

Типы понимания информации при интеллектуальной экспансии:

1) Восстановление разрушенной информации по эмоциональному крите­-
рию.

2) Восстановление разрушенной информации по логическому критерию.

3) Восстановление разрушенной информации по эмпирическому критерию.

4) Воспроизведение предшествующей информации по эмоциональному кри­-
терию.

5) Воспроизведение предшествующей информации по логическому крите­-
рию.

6) Воспроизведение предшествующей информации по эмпирическому кри­-
терию.

7) Предосхищение последующей информации по эмоциональному крите­-
рию.

8) Предвосхищение последующей информации по логическому критерию.

9) Предвосхищение последующей информации по эмпирическому критерию.

10) Реализация предъявленной информации по эмоциональному критерию.

11) Реализация предъявленной информации по логическому критерию.

12) Реализация предъявленной информации по эмпирическому критерию.

Эмоциональный критерий понимания проявляется в том, что мы интуитивно отличаем прекрасное от безобразного. Если ши-

рина улицы находится в отношении «золотого сечения» с высо­той ее домов, то это, например, прекрасный Невский проспект. Если правило отношения 0,618 нарушено, то это безрадостные проспекты Гражданки. Как правило, мало у кого хватает вре­мени и желания для поиска причин собственного благоприятно­го впечатления от созерцания совершенных архитектурных со­оружений. Нечто подобное происходит в политике: харизмати­ческая власть в своей основе имеет в основном эмоциональный критерий понимания личности лидера.

Эмпирический критерий заключается в способности испол­нить правило «золотого сечения» в практических действиях: в определении формата книг, рисунке фигуры человека, решении дизайнерских задач в эргономике: проектирование автомашин, предметов быта, электронных приборов. Традиционалистская власть имеет психологическое обеспечение в применении эмпи­рического критерия понимания политики.

Логический критерий понимания предполагает знание теоре­тического расчета чисел ряда Фибоначчи и их связи с отноше­нием «золотого сечения», начиная со знания правила деления отрезка в отношении а: х = х: (а—х), решения квадратного уравнения х2+ах + а2 = 0, которое дает х=а/2х(5—1)=0,62 и т. д. Психолого-политическим примером использования логи­ческого критерия понимания ситуации может считаться вариант формирования плебисцитарной власти.

Существует двенадцать типов понимания каждого полити­ческого явления: три критерия, помноженные на четыре вида понимания, т. е. например, сочетание эмпирического критерия понимания ситуации с видом понимания — предвосхищением по­следующих событий (см. рис. 1.З.). Пример с числами ряда Фибоначчи был выбран как наглядный, простейший. Понимание политического явления представляет несравненно большую трудность. Упрощая действительное положение вещей, можно, так сказать, закодировать известные политические концепции числами ряда Фибоначчи: число 144 — это политическая кон­цепция Аристотеля, число 89 — точка зрения на политику Анти­фона, число 21 —политическое учение Маркса, число 377—по­литическая теория Гоббса. С точки зрения восстановления раз­рушенной информации (1-й вид понимания) необходимо отве­тить на вопрос: в каком отношении друг к другу находятся эти концепции? С точки зрения отношений эквивалентности, то­лерантности, строгого и нестрогого порядка, квазипорядка (21). Попытку выполнить исследование такого рода и предпринял Р. Мастерс. Какие концепции предшествовали друг другу (2-й вид понимания)? Какие концепции могут последовать из них (3-й вид понимания)? Какие практические действия следуют из указанных концепций (4-й вид понимания)? Материал для ка­ких критериев понимания они содержат: эмоционального и/или логического, и/или эмпирического? Тот, кто в состоянии отве-

тить на все эти вопросы, действительно близок к пониманию су­щества политического явления.

Широко известны основные концепции поля политической теории: учения Антифона, Аристотеля, Платона, Гоббса, Марк­са, Локка и многих других выдающихся мыслителей вплоть до Маркузе (155), Ферраротти (102). Это, к сожалению, не значит, что с позиции строгих критериев психологии понимания извест­ные концепции составляют для нас целостную политическую картину мира. В исторической спешке и политической неразбе­рихе повседневности во многих случаях политики и партии до­вольствуются оперативными суррогатами в качестве рецептов для анализа и действия, тем более психологический подтекст теорий классиков политической мысли остается невостребован­ным до сих пор. В большинстве случаев он воспринимается на уровне «непосредственно предъявленной информации» и по эмо­циональному критерию понимания как некая экзотика. В ре­зультате серьезно именуемые политические действия вырожда­ются в фарс, имеющий политическую форму, но лишенный пси­хологического содержания. Если бы физики столь же поверхно­стно понимали закон всемирного тяготения, как политики — за­кон власти, то у них при каждом его применении получался бы конфуз, как с полетом на воздушном шаре подьячего Крякут­ного. (Тем более конфуз, что мифического Крякутного не суще­ствовало вообще. Его придумал «специалист» по подделкам ру­кописей А. И. Сулакадзев, разоблаченный в 1958 г. В. Ф. По­кровской (62). Сказка — ложь, да в ней намек.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: