Утверждение о связи политического и психологического относится к числу беспроигрышных. Даже для людей, далеких от психологии, бесспорно присутствие психических процессов, свойств и состояний в любом человеческом действии. Политизация СССР в конце 80-х годов поставила интересный вопрос: является ли политика искусственной рукотворной конструкцией или она — естественная, самоорганизующаяся система властных отношений? В этот период политикой энергично начало заниматься множество людей, ранее к ней непричастных. Полную апатию продемонстрировали функционеры, обязанные бороться за власть по долгу службы. Политика родилась естественным путем или в кабинете по административному решению руководства? Теоретически обсудить этот вопрос можно на примере отношений психологического феномена — одиночества и политического явления — цензуры.
Психологический феномен одиночества безусловно существует. Он знаком большинству людей, остальные с ним неизбежно встретятся. Политическая психология интерпретирует его шире, чем бытовое явление или личностную проблему. Человек неразрывен с обществом, будучи отторгнутым от людей, он отторгается от жизни. Страх отторжения заставляет его использовать любые способы объединения с людьми, делаясь порой неразборчивым в выборе средств. В лучшем случае во избежание одиночества человек стремиться подарить им свои впечатления, чувства, силу, мысли, труд. В худшем, если ему нечего отдать обществу, он насильно поглощает их, питая иллюзию, что купленная любовь или украденные деньги приближают его к людям. Если «приближения» не происходит, возникает страшное ощущение «пространства без ориентиров» и тяжелое переживание одиночества. Поэтому Н. Lasswеll был вынужден среди прочего сказать, что потребность во власти объясняется компенсацией некоторой духовной и телесной неполноценности (145). С того момента, когда появляется объединяющая идея, «человек одинокий» становится «человеком политическим». Это значит — претендующим на власть в союзе с единомышленниками.
|
|
Политическое явление — цензура в сознании людей занимает слишком скромное место, не соответствующее ее действительному значению. Время от времени цензура «делает вид, что она ушла» или что «она изгнана». Те, кто так неосмотрительно поступал с ней, очень скоро спохватывались, постигая на собственных ошибках опыт королей, пап и революционеров. Цензура неизменно возвращается под другими именами и обличиями. Политики не может быть без цензуры, потому что в ее отсутствие начинается информационный хаос. Экология окружающей
|
|
среды общеизвестна, поскольку дымное небо очевидно. Экология информации, угрожающая не соматическому здоровью, а психическому, может быть отвергнута с неменьшим энтузиазмом, чем отвергался вред ДДТ в 40-е годы. Тем не менее повреждение сознания человека информацией — такая же реальность, как лейкоцитов радиацией. Как в экологии в разное время опасность представляли по-разному: в XIX в. — это угольный смог, в начале XX—ДДТ, в середине — бензиновый выхлоп, в конце XX в. — фреон, так и в экологии информации опасными признавались то протестантизм, то анархизм, то марксизм, то нацизм. Производители и потребители опасного продукта или технологии его производства одинаково настаивают на его полезности. Цензуру можно рассматривать в качестве своеобразной экологической службы, предназначенной для защиты сознания населения от вредной информации. Вредной считается информация, сбивающая уже стоящие ориентиры в политическом пространстве или нарушающая преемственность системы ориентиров в новом пространстве. Три факта компрометируют очень благонамеренную в целом цензуру: 1) она, находясь на содержании у властных структур, признает опасным то, что опасно для них, 2) она не имеет критериев истинности-ложности, полезности-вредности политической информации, которая всегда опережает время (см. 1. 8.), 3) она причастна к гонениям и расправам над физическими носителями информации, которая впоследствии оказалась и истинной, и полезной. Цензура организует систему искусственной депривации для потенциальных получателей опасной информации. Следствием деятельности цензуры является регулирование одиночества человека, не вписавшегося в ориентиры существующего политического пространства и пытающегося обрести себе подобных.
Политическая деятельность, которая связывает психологический феномен (одиночество) с политическим явлением (цензурой), называется интеллектуальной экспансией. Одиночество создает психологическую среду, благоприятную для ее активности, с одной стороны, а цензура административными мерами ограничивает интеллектуальную экспансию, с другой стороны. Научно-политическая концепция осуществляет экспансию, используя для этого в качестве объекта материальных носителей информации и физических распространителей. Предмет интеллектуальной экспансии — политическая информация существует самостоятельно, независимо от физических лиц, ее породивших и распространявших. Они могут по своей воле или по принуждению отказаться от нее, но не могут уничтожить. Идея захватывает сознание людей, применяя психологическое оружие, абсолютно защищенное от холодного и огнестрельного оружия любой мощности. Информацию нельзя сжечь, подобно рукописи, и убить, как людей. Ей можно только противопоставить другую информацию и начать встречную интеллектуальную экспан-
сию, имея шансов выиграть не больше, чем на войне. Мысли и чувства, как фантом, отделяются от книг, людей и живут своей иррациональной жизнью вне материального носителя, как боль живет в ампутированной ноге. Не люди «подбирают» информацию, а информация людей, нуждающихся в ней больше, чем она в них. X. Хекхаузен пишет, что информационная власть имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить В увидеть последствия своего поведения в новом свете (79). Это не менее сильная власть, чем власть вознаграждения, принуждения, наказания, эталона, знатока или нормативная власть. Попытки административной власти противопоставить их информационной пока все были проиграны. Обходя депривационные меры цензуры, экспансия вытесняет соперников с информационного поля. Затем она, в свою очередь, создает уже для них депривацию с погружением в состояние одиночества. Тяжелое психологическое состояние — одиночество, в котором оказываются сторонники запрещаемых учений, побуждает их предпринимать рискованные действия по распространению и отстаиванию объединяющей их информации. При этом интеллектуальная экспансия противоборствующих сторон использует не только достойный метод распространения информации, основанный на доказательстве истины, но и экологически опасные: дезинформацию, дезориентацию, фальсификацию, компрометацию, дискредитацию и др., отравляющие сознание человека.
|
|
Политическая деятельность — интеллектуальная экспансия информации об ориентирах политического поля осуществляется по четырем направлениям (см. рис. 1.4). Приведенная схема иллюстрирует понимание связи психологического феномена (одиночества), политического явления (цензуры) и политической деятельности (интеллектуальной экспансии), составляющих психологию политики. Понимание политики по признаку борьбы за сознание требует выхода за пределы непосредственно данной информации — административных и правовых норм ее работы. Понимание предполагает:
1. Восстановление разрушенного порядка.
Цензура регулирует меру переживания одиночества (пережива-
ние разрыва сети отношений, уравновешивая социальную соли
дарность— коллективную идеологическую интеграцию) и ано-
мию (беспорядок и беззаконность). Уравновешивается эмоцио-
нальное восприятие политических событий, предлагается логика
их развития, упорядочиваются практические выводы.
2. Восстановление предшествующих событий.
Цензура контролирует возможность обнаружения и идентифи-
кации исторической информации о политических событиях и
героях. Корректируются эмоциональные оценки исторических
фактов, структурируется логика развития событий, упорядочива-
ются практические сведения по социальной интеграции.
Рис. 1.4. Понимание политической цензуры в связи с психологическим феноменом одиночества как интеллектуальной экспансии.
|
|
3. Предвосхищение последующих событий.
Цензура следит за смещением эмоциональных акцентов в пла-
нах и намерениях носителей информации. Проверяет обоснован-
ность предположений, прогнозов, содержащихся в информации.
Проверяет приемлемость призывов к практическим действиям
с точки зрения действующего права.
Исполнение предписанных действий. Цензу-
ра регулирует «инструктивность» политической информации,
имеющей практический характер. Добивается этого, дозируя
сенсорную депривацию, ограничивая объем и определяя харак-
тер чувств потребителя информации, его контакты, и формируя
список гражданских ценностей, приемлемых для власти. Обес-
печивает социальную депривацию, затрудняя возможности для
информационного обмена между оппозиционными группировка-
ми в области эмоционального, личного, духовного общения. Создает условия для интеллектуальной депривации, устанавливая такой интеллектуальный уровень понимания политических проблем, который исключает проектирование противником конкурентоспособной политической технологии.
Неявно за всеми политическими явлениями, деятельностью, психологическими феноменами стоит власть. Принято считать, что власть предназначена для укрепления государства, укрощения стихии эффектов, упорядочивания и улучшения жизни. Говорят: «Не пора ли власть употребить», имея в виду, что это самый сильный вариант восстановления справедливости. Т. Гоббс считал, что власть как природное могущество человека обеспечивается его силой и умом, а применение подчинено естественному закону, по которому человеку запрещено делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к ее содержанию, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни (23). Но Макиавелли советовал при этом не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо (по 16). Изучая эту сторону политической реальности, многие специалисты обнаружили, что «страстные участники политической игры действительно не интересуются идеологическими и политическими программами. Глубокие и искренние идейные стремления мешают успеху в политической игре; поэтому настоящие идейные политики если и участвуют в этой игре, то в виде простых шахматных фигур, передвигаемых опытными азартными игроками, которые хотя и соблюдают правила игры, но не думают подчинять эту игру каким-то отдаленным целям» (по 16). Очевидно поэтому у власти, как любого явления, есть обратная сторона, превращающая цензуру, одиночество, политическую деятельность то во благо, то во зло. Беспристрастное изучение политики делает возможным ее рассмотрение как естественного, природного феномена, но ни в коем случае не с позиций преданности той или иной ее формулировки. Основанием для предпочтительности исследования политики методами политической психологии служит предположение, что «сущность власти — в самих индивидах» (по 16). Жажда власти, по мнению многих коллег, заложена в самой природе человека.