Интеллектуальная экспансия осуществляется не только посредством процессов мышления. Читателей этой книги не надо убеждать, что воздействие с использованием процессов мышления— весьма трудоемкая процедура, а иногда и невозможная. Она предполагает весьма высокий образовательный уровень субъектов, осуществляющих экспансию, и объектов, подвергаю-
щихся экспансии. Поле политической мысли спроектировали ученые масштаба Аристотеля, Гоббса, Лейбница, Маркса, которые обладали уникальной творческой фантазией и гигантским тезаурусом. Едва ли все их достижения могли стать достоянием масс, если бы они не использовали для распространения другие психические процессы, развивающиеся с меньшим трудом и которыми владеют в совершенстве большое количество людей.
К числу таких механизмов относятся волевые процессы, представляющие собой, по концепции В. А. Ганзена, единство мотивов и действий. Их формирование, запуск и подавление в политических явлениях существенно проще, нежели процессов мышления, и значительно эффективнее с точки зрения затрат энергии, времени и информации, хотя не стоит упрощать проблему мотивов и мотивации. При внимательном рассмотрении они оказываются чрезвычайно сложными для понимания. Если использовать труд X. Хекхаузена «Мотивация и деятельность» (79), то выяснится, что вся политическая психология может быть описана в терминах мотивации и деятельности. Политическая мотивация сторонников и противников каких-либо движений— едва ли не главнейшая задача интеллектуальной экспансии. Каждый политик решает эту задачу на свой страх и риск.
|
|
Для примера интеллектуальной экспансии, не рассчитанной на процессы мышления, а ориентированной на формирование мотивов и действий, можно обратиться к материалам времен русской революции 1905 г. по сборнику социал-демократических листовок «1905 год в Петербурге» (78). Листовки, как правило, состоят из двух частей: первой — мотивации, второй — действия. В них полностью отсутствуют какие-либо обоснования требований, и расчет на сколько-нибудь серьезное знание предмета текста.
В листовке «Ответ на царскую речь» (78. С. 67) сначала идет такой текст: «После того, как правительство зверски убило и ранило 9-го января более 1000 петербургских рабочих, почти по всей России поднялись рабочие, бросив свою работу. В Москве, Самаре... Тифлисе и Финляндии грозно выступили рабочие на борьбу за лучшую жизнь и человеческие права. Подлый убийца — правительство само испугалось своих злодейств и старается хоть чем-нибудь обмануть и успокоить народ...» и т. д. Затем на фоне сформированной листовкой мотивации идет перечень соответствующих действий: «Знай, царь, что уж близок день, когда ты ответишь пред народным судом за невинно пролитую кровь. Презреньем ответьте убийце безоружных рабочих!» Аналогичным образом построены практически все листовки по любому поводу. Главное здесь не содержание, а технология экспансии.
|
|
Другая листовка создана по тому же образцу: «Граждане! Революция надвигается... В недрах замученного нищетой и бесправием народа вздымается новая огромная революционная
волна, которая разорвет заржавевшие цепи самодержавия и: освободит Россию для новой свободной жизни...» После формирования мотива следует то, ради чего выпущена листовка,— предписываются действия, которые после мотивации в первой части представляются естественными и единственно возможными: «Жертвуйте же, граждане, на вооружение!» (78. С. 263). Листовки — массовое средство воздействия, по литературному стилю, по достоверности сообщаемой информации откровенным образом ориентированы на идеологическую экспансию без всяких претензий на интеллектуальность, но в то же время с подчеркнутым уважением к ее читателям. Задача заключается в формировании мощной, актуальной мотивации, сопоставлении с ней соответствующих предполагаемых действий, а потом в объединении мотивов и действий во времени и пространстве при появлении необходимых условий.