Мышление и политическое явление

Интеллектуальная экспансия осуществляется различным об­разом, на разных уровнях. Не вызывает сомнения, что ее стерж­нем является самый сложный и эффективный психический про­цесс— мышление. Наиболее устойчивые, несгибаемые поли­тические деятели отличались исключительно развитым мышле­нием. Идеи, не ограниченные ни временем, ни пространством, обязаны своею силой огромному творческому потенциалу, при­внесенному в них мышлением их создателей. В этом случае истина обретает поразительную власть над отдельным челове­ком и над целыми историческими эпохами. Традиционная адми­нистративная, экономическая, физическая власть может изоли­ровать, искоренить человека или целые народы, но не может подчинить себе процессы мышления. Политические идеи бесте­лесны, бесчувственны, незримы, но властны.

Всякая политическая деятельность начинается с идеи. Борь­ба идей — самая захватывающая и самая жестокая область че-

ловеческой деятельности. Ни одно, самое невероятное богатство, вроде алмазов, золота, земли или дворцов, не унесло столько человеческих жизней, не вызывало таких непримиримых войн и противоборств, как политические учения.

Трагический пример Джордано Бруно, сожженного 17 февра­ля 1600 г. в Риме, о котором мы уже упоминали, свидетельству­ет об этом. Бруно создал новую картину Вселенной, согласно которой Солнце не является ее центром. Он разрушил стены мира и провозгласил бесконечность Мирового пространства. Согласно концепции Бруно, один и тот же порядок господству­ет во всех частях Вселенной. Бруно подверг критике идею Ари­стотеля о противоположности «незыблемой закономерности не­бес» и случайности, царящей на Земле. По его мнению, законы светил, небесные миры возникают и уничтожаются так же, как это происходит на Земле. Причем Бог в мире, который прости­рается в бесконечность, перестает быть оторванным, потусторон­ним существом. Эти и другие утверждения Бруно о Вселенной повлияли на последующие работы Декарта, Галилея, Кузанского, Шеллинга, на всеобщее представление о мире. Своими идея­ми Бруно усилил пантеизм, по которому Бог находится не вне ми­ра, а в нем самом. Пантеизм растворил природу в Боге и отож­дествил Бога с природой. Нет необходимости перечислять все соображения Бруно, которые выглядели как интеллектуальная экспансия, лишающая его оппонентов практически всего: авто­ритета, образа жизни, признания людей, смысла жизни. Поэто­му, естественно, его попытки влиять на мышление современни­ков считались чрезвычайно опасными для огромного количества людей. Оппоненты Бруно в одно мгновение оказывались в ин­теллектуальном вакууме и лишались абсолютно всего, чем и за счет чего жили. С Бруно поступили как с человеком, вторга­ющимся во властные структуры (104, 134, 1202).

В более широком плане интеллектуальная экспансия оче­видна на примере религиозных расколов и войн. Если признать, что та или иная религиозная концепция — определенный ком­плекс идей, а это приходилось признавать и верующим, и атеис­там, то становится очевидно, сколь велико и в этой сфере поле для политической борьбы, которая никогда не прекращалась и продолжается по сей день.

Считается, что движение Реформации началось в 1517 г. В первую очередь оно связывается с Мартином Лютером. Как и полагается, к 1517 г. очень много говорилось и писалось о не­обходимости изменений в миру и в церкви, о глубокой порче нравов, об упадке благочестия в народе, о необходимости вос­становления прежнего религиозного чувства сообразно требо­ваниям нового времени (24. С. 88). Очень знакомые слова, предвосхищающие начало политической борьбы и гражданских конфликтов во все времена и у всех народов.

Выступив первоначально против продажи индульгенций ко-

миссаром Альбрехта монахом Доминиканского ордена Тецелем, Лютер весьма быстро сформулировал 95 тезисов, в которых ут­верждал, что: а) папа не имеет права отпущения грехов, б) что он не может освобождать от вечных мук и одна только бла­годать очищает. Началось массовое движение в поддержку Лю­тера, которое сейчас можно было по терминологии и целям вполне отнести к политическому и демократическому. Теорети­ческие дискуссии с коллегами, десятикратный рост публикаций против католицизма дали свои плоды. К движению Лютера примкнули не только те, у кого были убеждения и теории, но также те, кто был движим своекорыстием. Лютер отрицал без­брачие духовенства, утверждал права князей на земли церков­ные, говорил о снятии налогов в пользу римского двора. Мно­жество монахов бросили монастыри и возвратились в мир. Мно­гие из князей немецких готовы были принять протестантство, с тем чтобы иметь право конфисковать церковные земли. За этим внешним движением шло другое, страшное, фанатическое дви­жение, как пишет Т. Н. Грановский, «необразованных и грубых масс». Народ вторгался в храмы и разрушал иконы. Последо­ватель Лютера, профессор Карлштадт, учил, что надо отменить образование, уничтожить школы, проповедовать суету мудрости и земной науки. Ректор виттенбергских школ затворил школы и выгнал учеников, объяснив, что учиться вредно. Лютер сам был поражен фанатизмом своих сторонников, но остановить их было невозможно. В 1523 г. некие Франц и Гуттен открыли военные действия против курфюрста Трирского. Началась эпоха религи­озных войн. Идеи Лютера овладели сознанием масс, определили всю европейскую политику на столетия, опозорили себя преступ­лениями типа Варфоломеевской ночи и прославили достижения­ми типа промышленной революции. Изменив представление о мире, Лютер преобразил сознание и жизнь миллионов людей. Очень важно отметить, что Лютер перевел к 1534 г. на немец­кий язык Священное писание, которое было положено в основу немецкого образования. Эта книга стала массовой. Перевод дал толчок развитию нового литературного немецкого языка. Лю­тер, усовершенствовав язык, расширил и картину мира (105, 178). Он не располагал ничем, кроме мощного, продуктивного развитого мышления, которое создало мощнейшую интеллекту­альную экспансию движения протестантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: