Перцепция и политическое явление

Интеллектуальная экспансия использует и четвертую группу психологических механизмов по схеме В. А. Ганзена — процес­сов перцепции: ощущение и восприятие. Эта тема фундамен­тальнейшим образом разработана в общей и экспериментальной психологии. Она широко обсуждается в педагогике, стала стержнем инженерной психологии и эргономики, оказала реша­ющее влияние на прикладные области — рекламу, искусство ки­но, театр, массовые зрелища. В политической психологии про­цессы перцепции имеют не меньшее значение, хотя и не в столь академической, лабораторной форме.

Все политические учения и концепции помимо когнитивного компонента, волевого и эмоционального превносят в жизнь и сопутствующие стандарты, стереотипы. Их цель отличить, «отмаркировать» свое от чужого. Например, во времена Великой Французской революции произошли в первую очередь внешние изменения: форма обращения (гражданин), стиль одежды (стоптанная обувь, панталоны), цвет одежды (красный фригий­ский колпак), набор используемых слов (революция, свобода, братство...). Эти и многие другие внешние признаки позволяли отличать разрешенное и общепринятое от запрещенного и изъя­того из употребления.

Исследователи говорят о тирании моды в Смутные времена. Костюм тогда становится доказательством «гражданской добро­детели», а всякий, кто не носит этого костюма, является уже подозрительным. Женщины носили чепцы «Бастилия» и называ­лись гражданками. Появились «неглиже патриотки» и туалет «Конституция». Руссо писал, что для париков нужна пудра, а у народа не хватает хлеба, и женщины отказались от пудры, на которую шла мука. Мода на короткие и гладкие волосы назы­валась революционной. Подобно одежде, прически тоже стали

делиться на патриотические и антиреволюционные. Носили ме­дальоны из полированного бастильского камня.

Рабочие носили длинные панталоны из грубой шерстяной материи. Теперь их стали делать трехцветными, и их стала но­сить буржуазия. В качестве обуви употреблялись или деревян­ные башмаки «сабо», или же высокие сапоги с цветными отво­ротами. В 1793 г. депутат Сержен выставил в салоне костюм-санкюлота, снабдив его надписью «Будничное платье крестьян и городских рабочих. Между гражданами не должно быть ни­какого различия, кроме качества материи. Его следовало бы носить с 21-го года, и оно таким образом явилось бы тогой зрелости». В самый разгар террора неутомимая деятельность «головорубной машины» внушила некоторым женщинам непо­нятную страсть носить в ушах маленькие гильотины, наподобие тех, которые их мужья вырезали на своих печатях. Такие серь­ги одевались только на балы... и то потому, что диктатор пред­писывал их ношение своим гостям. Они имели форму гильоти­ны с подвеской, представлявшей собой отрубленную голову в короне.

Перцептивные стандарты пронизывают все материальное во­площение учения, осуществляющего экспансию. Причем боль­шая часть населения территории, где эта экспансия осуществля­ется, не имеет сколько-нибудь глубоких представлений о со­держательной стороне этого учения. Учение продвигается в со­циальную жизнь общества в первую очередь за счет замены эта­лонов внешнего вида человека, способов общения, интерьера окружающей среды, музыкальных новаций, словаря бытовых и общественных терминов, архитектурных реконструкций и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: