На какие способы построения научных теорий опираются ученые?

Условно можно выделить четыре основных типа гипотетико-дедуктивного построения теоретических объяснений (Рузавин, 1978; Ильясов, 1986):

атрибутивные - объяснения одного свойства объекта че­рез другое свойство этого же объекта (анализ путем выде­ления свойств);

составно-структурные - объяснения предметов и явле­ний путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на состав­ляющие - анализ путем выделения элементов, компонен­тов, состава);

функциональные - объяснения какого-либо предмета или явления через его роль, функцию в более сложной системе предметов или объектов (анализ путем выделения связей и взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразо­вания предметов и явлений);

генетические - объяснения, основывающиеся на выделе­нии исходной «единицы-клеточки» - единицы анализа, потенциально содержащей все основные исходные свой­ства, которые определяют последующее развитие-услож­нение явления (анализ «путем выделения исходных еди­ниц» с последующим выявлением законов и условий их развития).

Каждый из указанных типов объяснений можно предста­вить в операциональной форме, которая обобщенно отража­ет их способ построения.

Атрибутивные объяснения предполагают:

• выделение эмпирических или гипотетических признаков и свойств объекта, предмета, явления;

• последующее установление эмпирических или гипотети­ческих связей между выделенными признаками и свойст­вами, которые позволяют объяснить и предсказать появле-

ние одних свойств через связи с другими свойствами одно­го и того же объекта, предмета, явления.

Такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретиче­ском уровне могут образовывать «логический круг в объяс­нениях».

Составно-структурные объяснения предполагают:

• эмпирическое или гипотетическое разделение предмета, определенные особенности которого подлежат объясне­нию, на составляющие части, элементы, компоненты;

• установление свойств и признаков составляющих предмет частей, элементов, компонентов;

• эмпирическое или гипотетическое установление отноше­ний и связей между выделенными частями, элементами, компонентами;

• объяснение определенных свойств предмета путем их вы­ведения в качестве следствий из ранее установленных осо­бенностей состава и структуры предмета.

Функциональные объяснения предполагают:

• установление эмпирических или гипотетических связей предмета или явления, определенные особенности кото­рого подлежат объяснению, с другими предметами, явле­ниями или объектами;

• установление взаимных воздействий и влияний выделен­ных предметов, объектов, явлений друг на друга;

• объяснение определенных особенностей предметов, объектов и явлений через их место, роль и функцию во внешней, объемлющей их системе, в которую они входят как компоненты.

Механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений. В таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь меж­ду двумя взаимодействующими явлениями.

Генетические объяснения предполагают:

• объяснение процесса возникновения, формирования и раз­вития каких либо объектов, предметов, явлений. Несмотря на то, что процессы развития интуитивно выделяются обыч­но без особого труда, теоретически определить их достаточ­но сложно;

• ответы на вопросы, почему и как происходит развитие - направленное усложняющееся изменение структуры и функций объекта, предмета или явления.

При этом существуют разные способы построения таких объяснений. Один из вариантов построения генетического способа объяснения представлен ниже. Так, например, часто строятся объяснения формирования и развития различных психических свойств и способностей.

• Сначала эмпирически устанавливаются качественно раз­личающиеся этапы, стадии, периоды, уровни какого-либо процесса.

• Вслед за этим гипотетически предполагается единое осно­вание (причина), которая лежит в основе установленных качественных различий этапов, стадий и т. д. Таким осно­ванием может быть достаточно сложное гипотетическое структурно-функциональное образование. Соответствен­но объяснение может строиться путем установления зако­нов, в соответствии с которыми объясняется:

- усложнение или развитие с течением времени внут­ренней структуры данного явления;

- изменение с течением времени или усложнение функ­циональ-ных связей явления: а) с внешними фактора­ми, б) между структурными элементами явления.

Таким образом, объясняется структурно-функциональ­ное усложнение - развитие - явления с течением времени.

Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития пси­хики А. Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиа­же, теория формирования и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского, теория формирования

умственных действий человека П. Я. Гальперина (изложение объяснительных принципов различных теорий представле­но в части 2 пособия). Перечисление современных науч­но-психологических теорий, в основу которых положены ге­нетические основания, может быть продолжено.

Заметим, что генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т. к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: