double arrow

Какие направления исследования психофизиологической проблемы существуют в науке?

По мере формирования и развития ориентировочных операций и действий у живых организмов складывается осо­бое психическое образование - субъективный образ объек­тивного мира, который и представляет собой центральное психическое образование (Леонтьев А. Н., 1983, 2000). В на­стоящее время существует несколько взаимосвязанных на­правлений исследования психофизиологической проблемы (Ломов, 1984, 1996; Петровский, 1994).

Исследование отношений между психическим образом мира и объектом, между отражением, субъективным образом мира и реальным объективным миром. Центральным вопросом здесь выступает выяснение того, насколько знания и пред­ставления о реальности достоверны, истинны. Насколько ре­зультаты непосредственно чувственного и рационального по-

знания верно отражают свойства объектов? Этот вопрос - традиционный предмет рассмотрения не только психологии, но и гносеологии (эпистемологии, теории и логики научного познания).

Исследование отношений между психическим образом мира и его носителем - субъектом. При этом психологиче­ский образ мира рассматривается: а) в отношениях к мозгу и нейрофизиологическим процессам; б) в отношениях к пред­метной перцептивно-двигательной и ориентировочно-ис­следовательской активности живого организма в среде.

Отношение между образом и мозгом, нервной системой, нейрофизиологическими процессами. В истории психологии существовало две гипотезы о характере этого отношения: а) идея узкого локализационизма - каждый отдел мозга де­терминирует протекание строго определенного психическо­го процесса; б) идея эквипотенциализма - все отделы мозга одинаково предопределяют протекание каждого психиче­ского процесса. В настоящее время установлено, что психи­ческие процессы, психическое отражение (образ мира) обес­печиваются сложной функциональной организацией нейро-динами-ческих процессов, которые складываются в процессах индиви-дуального созревания и развития мозга в конкретных условиях жизнедеятельности организма (Лурия, 2000). При этом складывающиеся нейрофизиологические процессы и функции выступают только одним из необходи­мых условий формирования образа мира. Другим необходи­мым условием и основной причиной формирования психическо­го образа мира выступает активная ориентировочно-исследо-вательская деятельность живого организма во внешнем мире (Леонтьев А. Н., 2000).




Физиологические процессы в человеческом мозге потенци­ально могут обеспечивать осуществление самых разнообраз­ных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не да­ют их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта ис­ходно задаются совместной с другими людьми ориентировоч­ной активностью и деятельностью во внешнем мире. Каждое



новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует фор­мирова-ние новой функциональной системы нейрофизиологи­ческих процессов, которые обеспечивают эффективное вы­полнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия (Гальперин, 2002).

Отношение между образом и ориентировочно-исследова­тельс-ким поведением и деятельностью субъекта. В настоящее время находится все больше подтверждений тому, что психи­ческое отражение детерминируется способом активного взаи­модействия субъекта со средой - ориентировочно-исследо­вательскими действиями. Содержание психического образа зависит, прежде всего, от того, какие предметно-практические и ориентировочно-исследовательские воздействия со стороны животного, его двигательных органов и органов чувств, будут оказаны на объект. При этом нервная система и способ органи­зации нейродинамики служат не первопричинами, а выступа­ют необходимыми условиями и результатом формирования об­раза в процессе ориентировочно-исследовательской активно­сти живого организма (Леонтьев А. Н., 2000; Гальперин, 2002).






Сейчас читают про: