• Отождествление психических функций только со сферой наблюдаемых телесных поведенческих и регистрируемых физиологических реакций при полном отрыве их от возможных «внутренних» объективно не измеряемых психических структур.
• Отказ от факторов внутреннего структурирования поведен-ческого акта путем введения вероятностного принципа организации поведения. Следствием этого явилось введение в психологию статистических количественных мер.
• Количественные аспекты поведения и психики становятся представимы как частные случаи информационных процессов.
• Позднее вводимые «промежуточные переменные» в необихе-виоризме связывают фактор случайности и его вероятностную меру с такими аспектами организации поведения и психики, как мотив, «когнитивная карта», значение.
• Все направления бихевиоризма и необихевиоризма характеризуются двумя общими признаками:
а) наличием объективно измеряемых форм поведения и вероятностной меры его организации, общих для поведения и психики;
б) полной абстрагированностью от специфики исходного материала, из которого синтезируются психические структуры.
Психодинамическое направление (фрейдизм, психоанализ, психологический энергетизм)
• В психологию вводится мотивационный аспект поведения в качестве самостоятельного объекта исследования. Мотивам приписывается энергия, которая содержится в организме.
• Мотивационное начало психической деятельности противопос-тавляется материалу и структуре.
• Ставится вопрос о том, что выступает специфической формой психической энергии и психоэнергетических превращений.
Как психические явления определяются в отечественной психологии?
Психика есть особая система функций организма, которая заключается в ориентировке и организации поведения, действий и деятельности на основе субъективного (активного и пристрастного) образа объективного мира (деятельностный подход).
Психика - это система функций, которые обеспечивают живому организму:
• ориентировку в окружающем мире и в состояниях собственного организма;
• организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе предварительной ориентировки;
• накопление на протяжении индивидуальной жизни наиболее эффективных способов ориентировки (знания) и способов планирования, организации и исполнения разнообразных действий (умения и навыки).
Психофизиологическая (психофизическая) проблема