1. Человека с его психикой исходно следует рассматривать «внутри бытия», а не противопоставлять окружающему миру.
2. Предметом изучения психологии являются психические функции в их отношениях и связях с миром и деятельностью человека в мире.
• Всякая внешняя активность живого существа содержит в себе психические составляющие, посредством которых осуществляется ее регуляция.
• Следует различать: а) деятельность, в которой присутствуют психические функции, когда реализуются жизненные отношения человека к окружающему миру; б) собственно психические функции - психические процессы.
3. В процессе взаимодействия субъекта с миром внешние факторы всегда действуют через внутренние условия. Такие условия представляют собой внутреннюю психическую активность субъекта, которая имеет врожденный характер.
• Психика детерминируется одновременно «органическим субстратом» мозга и внешним предметным миром.
4. Деятельность всегда есть взаимодействие субъекта и объекта: не может быть бессубъектной деятельности и деятельности без предмета.
|
|
• В деятельности всегда в большей или меньшей мере присутствуют активность, творчество, самостоятельность.
5. Субъект в своих деяниях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но созидается и определяется в них.
• Субъект есть то, что он делает: направления деятельности формируют и изменяют самого субъекта.
• Каждая новая функция в поведении и психике субъекта перестраивает все остальные функции в новую функциональную структуру.
• В деятельности человек сам создает условия для своей жизни.
6. Сознание человека формируется и развивается в деятельности и по мере развития начинает оказывать влияние на организацию деятельности (принцип единства сознания и деятельности).
7. Психика представляет собой непрерывный, континуально-генетический процесс. Прерывны и дискретны только результаты психических процессов.
8. Основным механизмом психики выступает анализ через синтез: познаваемый объект включается во все новые межпредметные связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых представлениях, понятиях.