Проблема содержательно-теоретической интерпретации и конкретизации психологического механизма интериоризации

четко обозначена И. И. Ильясовым (1986). Механизм инте­риоризации имеет две альтернативные (взаимодополнитель­ные?) теоретические трактовки в зависимости от особенно­стей решения психофизиологической проблемы: а) психика формируется как результат формирования ориентировоч­но-исследовательских операций и действий; б) психика есть продукт функционирования нервной системы и мозга.

В первом случае механизм интериоризации трактуется как исчерпывающее объяснение порождения психического на основе ориентировочно-познавательных компонентов внешних предметно-практических действий. С этим можно согласиться, если предположить, что все, даже элементар­ные, психические аналитико-синтетические процессы и

способы ориентировки младенца формируются в онтогенезе сразу после рождения на основе активных сенсомоторных движений, а затем действий, направленных на предметное окружение.

Альтернативное предположение заключается в том, что элементарные аналитико-синтетические психические про­цессы, организующие и ориентирующие сенсомоторные движения младенца в раннем постнатальном периоде, пред­ставляют собой врожденные естественные психические функции. В этом случае объяснительный потенциал процес­са интериоризации следует ограничить следующим образом. Превращение непсихических явлений в психические обес­печивается работой мозга и остается до сегодняшнего дня центральной нерешенной проблемой психологии. Способ­ность мозга порождать психическое из непсихического воз­никает не в онтогенезе, а в филогенезе. Таким образом, пра­вильно будет говорить о процессах эволюционного развития условий для формирования у живых организмов более слож­ных психических процессов на основе более простых. Отсюда следует, что интериоризация есть переход от одной формы су­ществования естественных психических функций в составе внешних предметно-практических действий к другой форме психического - формированию внутренних форм умствен­ных действий. Такая система предположений ведет к необхо­димости разводить: а) процессы преобразования объектов и б) собственно познавательно-ориентировочные процессы от­ражения явлений в их предметных свойствах, связях, отно­шениях, которые исходно осуществляются на основе врож­денных элементарных аналитико-синтетических психиче­ских операций. Предполагаемые изначально психические элементарные аналитико-синтетические операции не явля­ются следствием внешних действий, а только совершенству­ются и развиваются на основе функционирования преобра­зовательных операций с объектами. Содержание же внут­ренних преобразовательных операций, приобретающих форму умственных действий во внутреннем плане сознания,

порождается в онтогенезе путем интериоризации внешних преобразовательных операций с объектами (Ильясов, 1986). В настоящее время указанная теоретическая альтернати­ва преодолевается путем разведения: а) психофизиологиче­ских механизмов, которые, очевидно, имеют врожденные компоненты и выступают необходимым условием для по­строения потенциально различных по содержанию образов; б) конкретного, индивидуального «образа мира» как резуль­тата активных ориентировочно-исследовательских действий субъекта в окружающем мире.

Теоретическое уточнение и конкретизация выделенного А. Н. Леонтьевым предмета исследования психологии в рабо­тах П. Я. Гальперина

А. Н. Леонтьев: психология должна исследовать скрытые за психической феноменологией реальные предметные и идеальные формы действий. Психология — наука о порожде­нии и функционировании в деятельности индивида психи­ческого отражения реальности - «образа мира», обеспечива­ющего ориентировку субъекта в предметном мире и органи­зацию деятельности.

П. Я. Гальперин: предмет изучения психологии - ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и со­ставляют психический образ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: