Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) Психодинамическое направление

1. В качестве движущей силы поведения человека высту­пают две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продол­жения рода, связанные с переживанием удовольствия, - ли­бидо; б) инстинкты смерти, разрушения, преодоления пре­пятствий, связанные с переживанием гнева и стремлением к энтропии, - танатос.

Инстинкты характеризуются: а) наличием потребности и стремлением к ее удовлетворению (редукции); б) объекта­ ми, которые потенциально обеспечивают редукцию по­требности; г) количеством энергии, необходимой для удовлетворения потребности.

2. Существует три уровня функционирования психики и сознания человека.

• Уровень актуально осознаваемого — все, на что в данный момент направлено внимание человека и в чем он себе от­дает отчет.

• Уровень предсознательного - опыт, который при необхо­димости может быть актуализирован из памяти.

• Бессознательное, которое включает: а) инстинктивные побуждения; б) вытесненные из сознания социально запре­щенные побуждения, стремления, переживания, которые сохраняют эмоциональную и мотивационную напряжен­ность.

3. Структура личности включает три составляющие:

«Ид» («Оно») - врожденные инстинктивные компоненты личности, вызывающие напряжение и требующие немед­ленной разрядки, а также вытесненные в течение жизни социально запрещенные переживания и желания.

(Подчиняется принципу удовольствия.)

«Эго» («Я») - компоненты личности, регулирующие и реализующие связи с внешним миром; обеспечивают сохра­нение целостности организма путем отсрочки удовлетво­рения инстинктов.

(Подчиняется принципу реальности.)

«Супер-Эго» («Сверх-Я») — компоненты личности, форми­рующиеся на основе родительских и социальных ожида­ний, ограничений и контроля, которые преобразуются во внутренний самоконтроль. Включает две подсистемы: а) запреты и ограничения, которые переживаются как со­весть и чувство вины; б) эго-идеал — внутренние стандар­ты поведения.

(Подчиняется принципу необходимости.)

4. «Эго» выполняет несколько функций.

• Предупреждения человека о возможной угрозе путем пере­живания разных форм тревоги:

- реалистической тревоги — реалистичной оценки опас­ностей внешнего мира;

- моральной тревоги — эмоционального ответа на угрозу со стороны «Супер-Эго», которая может перерастать в

12*

социальную тревогу, в иррациональный страх смерти и возмездия;

- невротической тревоги — эмоционального ответа на опасность того, что неприемлемые импульсы со сто­роны «Ид» станут осознанными.

• Реализация защитных механизмов с целью устранить пере­живание тревоги.

Две основные характеристики защитных механизмов: не­осознанность их использования (самообман) и искажение восприятия реальности и самого себя.

Вот содержание некоторых защитных механизмов.

Вытеснение (подавление) - удаление из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание.

Отрицание каких-либо травматических событий или угроз в личном опыте.

Проекция приписывание своих собственных неприем­лемых мыслей, чувств, поведения другим людям или со­циальному окружению.

Замещение — переадресовка инстинктивного импульса от более угрожающего объекта на менее угрожающий.

Рационализация ложное обоснование, объяснение при­чин своего иррационального поведения.

Реактивное образование защита от запретных импульсов путем выражения в поведении и мыслях противополож­ных побуждений.

Регрессия возврат к детским моделям поведения.

Сублимация конструктивная стратегия перевода энергии инстинктов на другие объекты и виды деятельности.

5. Онтогенетическое развитие личности подчиняется ряду закономерностей.

• Человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий.

Оральная стадия: рождение — 18 месяцев. Зона сосредо­точения либидо — рот. Основная задача — отделение от мате­ринского тела, отвыкание от груди.

Анальная стадия: 18 месяцев — 3 года. Зона сосредоточе­ния либидо — анус. Основная задача — приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения.

Фаллическая стадия: 3—6 лет. Зона сосредоточения либи­до — собственные половые органы (мастурбация). Основные задачи: идентификация со взрослыми своего пола, выступаю­щими в качестве образца для подражания; формирование «Супер-Эго»; преодоление желания обладать родителем про­тивоположного пола и устранить родителя одноименного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры).

Латентная стадия: 6— 12 лет. Зона сосредоточения либи­до отсутствует. Основная задача — расширение социальных контактов со сверстниками.

Генитальная стадия: после 12 лет. Зона сосредоточения либидо — половые органы. Основные задачи: половое созре­вание и установление интимных отношений на основе люб­ви, способность к гетеросексуальным отношениям, трудо­вой вклад в общество.

• Переживания и опыт, полученные в раннем детстве и до­школьном возрасте, играют решающую роль в развитии взрослой личности и предопределяют различные черты ха­рактера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: