Разнообразие точек зрения на личность как сложнейшее психическое образование может быть представлено в системе двуполюсных «координат»

Биологическое и (или) социальное: в какой степени на раз­витие личности оказывают влияние биологические и со­циальные факторы.

Наследственное и (или) приобретенное; приобретенное до рождения, пренатально, и после рождения, постнатально: в какой степени на развитие личности оказывают влияние факторы наследования генов от родителей; факторы, ока­зывающие влияние на эмбриональное развитие оплодо­творенной половой клетки и внутриутробное развитие плода; факторы воздействия внешней среды на организм после рождения.

Свобода и (или) детерминизм, активность и (или) реактив­ность: насколько особенности личности зависят от внут­ренней, присущей человеку активности и насколько - от внешних причин и воздействий.

Рациональность и (или) иррациональность: в какой степени разум оказывает влияние на поведение и личностные каче­ства человека.

Стремление к адаптации и поддержанию равновесия меж­ду внутренней средой организма и внешней средой (гомеостаз) или к надситуативной активности.

Познаваемость и (или) непознаваемость; понимание и (или) объяснение: существуют возможности для познания и объя­снения закономерностей, детерминант личностного раз­вития или следует считать, что личность непознаваема и возможно лишь только понимание ее особенностей путем эмпатии, идентификации.

Этот список, безусловно, может быть продолжен.

Существует также разнообразие оснований и способов построения теорий личности. По способу объяснения про­исхождения личностных качеств и особенностей разные ав­торы выделяют множество подходов:

• психодинамические теории: личность и поведение челове­ка объясняются как следствие внутренних инстинктив­ных, психофизиологических, психологических, потребностно-мотивационных факторов;

• теории научения: личность и поведение человека объясня­ются как результат процессов научения в ответ на различ­ные влияния внешней среды;

• интеракционистские теории: личность и поведение чело­века объясняются как овладение субъектом способами взаимодействия с другими людьми;

• социодинамические теории: личность и поведение челове­ка объясняются как следствия воздействий на человека со стороны других людей и включения в социальные отношения;

12. Заказ №4624.

• социокультурные теории: личность и поведение человека объясняются как результат овладения индивидом социо­культурным опытом, человеческими видами деятельностей и включения в реализацию социальных отношений.

По способу построения теории личности могут иметь структурный, функциональный или генетический характер (см. выше).

Интересно отметить, что в существующих теориях в каче­стве структурной основы, «организующей целостность лич­ности», могут выступать самосознание («Я-концепция»), темперамент, характер, способности, потребностно-мотивационная сфера и даже интеллект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: