1. Смысл представляет собой индивидуальное отношение субъекта к предметам потребности, которое возникает в процессе эволюции вместе с возникновением психической ориентировки организма в окружающей среде.
• На низших ступенях развития психики животных биологический смысл приобретают отдельные ощущаемые свойства предметов (стадия сенсорной психики).
• На более высокой стадии развития психики животных биологический смысл приобретают отдельные целостные предметы (стадия перцептивной психики).
• Еще на более высокой стадии развития психики биологический смысл приобретают межпредметные связи, целостные ситуации (стадия интеллекта).
2. Биологический смысл характеризуется:
• отсутствием постоянного, устойчивого отношения к одним и тем же предметам;
• наличием смысловых отношений не ко всем предметам в окружающем мире.
3. У человека в процессе общественного развития биологический смысл предметов приобретает относительную устойчивость и преобразуется в частично осознаваемые смысловые отношения (личностные смыслы) через механизмы и элементы общественного и индивидуального сознания (см. теорию сознания).
|
|
• В общественном сознании фиксируется значение предметов, обеспечивающих устойчивые способы удовлетворения общественных потребностей.
• Значения отделяются от актуально воспринимаемых предметов и преобразуются в значения слов.
• Такое фиксирование значений в слове исходно реализуется в формах общественного сознания. Значение — категория общественного сознания.
• Значение связано с операциональной стороной деятельности, а смысл — с интенциональной.
• С возникновением индивидуального сознания (выделением «Я») формируются индивидуальные отношения к значениям — личностные смыслы.
4. Индивидуальные реальные жизненные отношения выступают для человека как смысл.
• Развитие реальных отношений с миром происходит через включение человека в новые виды деятельности, которые определяются объективно-историческими условиями жизни.
• Включение в различные деятельности ведет к развитию мотивов.
• Изменения мотивационной сферы ведут к развитию и изменению личностных смыслов.
5. Исходно динамика смысла обусловлена динамикой развития деятельности. Смысл порождается включением человека в деятельность и, в свою очередь, начинает ориентировать и направлять деятельность.
• Изменение смысла деятельности — это всегда изменение личности.
• Чувства есть смысловые обобщения так же, как понятия есть обобщения значений.