Смысл и его формирование

1. Смысл представляет собой индивидуальное отношение субъекта к предметам потребности, которое возникает в про­цессе эволюции вместе с возникновением психической ори­ентировки организма в окружающей среде.

• На низших ступенях развития психики животных биологи­ческий смысл приобретают отдельные ощущаемые свойст­ва предметов (стадия сенсорной психики).

• На более высокой стадии развития психики животных био­логический смысл приобретают отдельные целостные пред­меты (стадия перцептивной психики).

• Еще на более высокой стадии развития психики биологиче­ский смысл приобретают межпредметные связи, целостные ситуации (стадия интеллекта).

2. Биологический смысл характеризуется:

• отсутствием постоянного, устойчивого отношения к од­ним и тем же предметам;

• наличием смысловых отношений не ко всем предметам в окружающем мире.

3. У человека в процессе общественного развития биоло­гический смысл предметов приобретает относительную устойчивость и преобразуется в частично осознаваемые смысловые отношения (личностные смыслы) через меха­низмы и элементы общественного и индивидуального со­знания (см. теорию сознания).

• В общественном сознании фиксируется значение предме­тов, обеспечивающих устойчивые способы удовлетворе­ния общественных потребностей.

• Значения отделяются от актуально воспринимаемых пред­метов и преобразуются в значения слов.

• Такое фиксирование значений в слове исходно реализует­ся в формах общественного сознания. Значение — катего­рия общественного сознания.

• Значение связано с операциональной стороной деятельно­сти, а смысл — с интенциональной.

• С возникновением индивидуального сознания (выделени­ем «Я») формируются индивидуальные отношения к зна­чениям — личностные смыслы.

4. Индивидуальные реальные жизненные отношения вы­ступают для человека как смысл.

• Развитие реальных отношений с миром происходит через включение человека в новые виды деятельности, которые определяются объективно-историческими условиями жизни.

• Включение в различные деятельности ведет к развитию мотивов.

• Изменения мотивационной сферы ведут к развитию и из­менению личностных смыслов.

5. Исходно динамика смысла обусловлена динамикой развития деятельности. Смысл порождается включением че­ловека в деятельность и, в свою очередь, начинает ориенти­ровать и направлять деятельность.

• Изменение смысла деятельности — это всегда изменение личности.

• Чувства есть смысловые обобщения так же, как понятия есть обобщения значений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: