В основе организации человеческих действий лежат два типа ориентировочных составляющих: а) ориентировка в социальных, общественно-мотивационных особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие эмоционально-личностной сферы ребенка; б) ориентировка в предметных операционально-технических особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие познавательно-интеллектуальной сферы психики ребенка.
• Познавательно-интеллектуальная ориентировка в свойствах предметов у человека включена в ориентацию на образец, который задается другими людьми, — включена в ориентировку на действия другого человека и на последствия действия для другого человека.
• Человеческие действия, которыми овладевает ребенок, определяются не только (и не столько) конкретной целью или предметными условиями, а значением и смыслом действия и его последствий в человеческих взаимоотношениях.
• Человеческое действие становится общественно опосредствованным благодаря возникновению особой формы психической ориентировки на смысл и значение действия в разнообразных отношениях с другими людьми.
|
|
5. В каких типах отношений формируются мотивацион-но-смысловые и интеллектуальные, операционально-технические формы человеческой психики?
С момента рождения младенца усвоение человеческой культуры протекает во взаимодействиях с другими людьми (взрослыми). Развитие выражается в системе двух типов отношений с предметным миром и людьми:
• в овладении способами организации взаимоотношений с другими людьми, овладении способами ориентировки в системе социальных отношений, которые опосредствованы предметами и знаково-символическими средствами (ребенок — предмет — взрослый). Формируются и развива-
195 13*
ются преимущественно мотивационно-смысловые, личностные составляющие психики человека;
• в овладении способами организации и реализации действий с предметами и знаково-символическими средствами, образцы которых задаются (опосредствованы) другими людьми (ребенок — взрослый предмет).
Формируются и развиваются преимущественно операционально-технические и интеллектуальные составляющие психики человека.