Каковы особенности человеческих действий, способами организации и выполнения которых необходимо овладеть ребенку?

В основе организации человеческих действий лежат два типа ориентировочных составляющих: а) ориентировка в социальных, общественно-мотивационных особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие эмо­ционально-личностной сферы ребенка; б) ориентировка в предметных операционально-технических особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие по­знавательно-интеллектуальной сферы психики ребенка.

• Познавательно-интеллектуальная ориентировка в свойст­вах предметов у человека включена в ориентацию на обра­зец, который задается другими людьми, — включена в ори­ентировку на действия другого человека и на последствия действия для другого человека.

• Человеческие действия, которыми овладевает ребенок, определяются не только (и не столько) конкретной целью или предметными условиями, а значением и смыслом дей­ствия и его последствий в человеческих взаимоотношени­ях.

• Человеческое действие становится общественно опосред­ствованным благодаря возникновению особой формы психической ориентировки на смысл и значение действия в разнообразных отношениях с другими людьми.

5. В каких типах отношений формируются мотивацион-но-смысловые и интеллектуальные, операционально-техниче­ские формы человеческой психики?

С момента рождения младенца усвоение человеческой культуры протекает во взаимодействиях с другими людьми (взрослыми). Развитие выражается в системе двух типов от­ношений с предметным миром и людьми:

• в овладении способами организации взаимоотношений с другими людьми, овладении способами ориентировки в системе социальных отношений, которые опосредствова­ны предметами и знаково-символическими средствами (ребенок предмет — взрослый). Формируются и развива-

195 13*

ются преимущественно мотивационно-смысловые, лич­ностные составляющие психики человека;

• в овладении способами организации и реализации дей­ствий с предметами и знаково-символическими средст­вами, образцы которых задаются (опосредствованы) другими людьми (ребенок — взрослый предмет).

Формируются и развиваются преимущественно операцио­нально-технические и интеллектуальные составляющие психики человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: