Психическое развитие ребенка осуществляется в процессах овладения и закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые необходимо включается ребенок и которые определяют возрастную периодизацию психического развития.
• Ведущий тип деятельности задается социальной ситуацией развития - теми формами отношений с предметным миром, взрослыми и социальной средой, в которые необходимо включается ребенок, овладевая человеческой культурой и человеческими действиями.
• Внутри ведущего типа деятельности вызревают, дифференцируются другие, все более сложные виды действий и деятельностей.
• На каждом возрастном этапе развития внутри ведущего типа деятельности формируются и переструктурируются психические функции человека.
• Ведущий тип деятельности обеспечивает формирование характерных для каждого возраста психических новообразований как в личностной, так и в познавательной сфере.
7. Какова периодизация психического развития ребенка в современном обществе?
|
|
В психическом развитии человека наблюдается чередование двух типов периодов:
• в течение которых происходит преимущественно освоение социальных задач, мотивов, норм и правил отношений между людьми - развитие потребностно-мотивационной сферы;
• в течение которых происходит преимущественно овладение способами и средствами выполнения действий, овладение способами использования предметно-орудийных и знаково-символических средств - развитие операционно-технических и интеллектуально-познавательных способностей.
Такие взаимосвязанные периоды составляют «эпохи» в психическом развитии человека.
• Первая эпоха — формирование и переход: а) от деятельности непосредственно-эмоционального общения — младенческий возраст; б) к предметно-манипулятивной деятельности — возраст раннего детства.
• Вторая эпоха — формирование и переход: а) от игровой деятельности (предметное моделирование, ролевая игра, игра по правилам) — дошкольный возраст; б) к учебной деятельности — младший школьный возраст.
• Третья эпоха — формирование и переход: а) от интимно-личностного общения — подростковый возраст; б) к учебно-профессиональной деятельности — юношеский возраст.