Смена эпох и периодов в развитии происходит в связи с увеличивающимися расхождениями между: а) приобретаемыми мотивами и мотивационными отношениями и б) приобретаемыми операционально-техническими возможностями ребенка.
• Формирование новых мотивов требует овладения новыми видами человеческих действий.
• Овладение новыми видами человеческих действий обеспечивает условия для формирования новых мотивов.
Когда такие расхождения приобретают наибольшую величину, наблюдаются возрастные кризисы психического развития.
• Наиболее остро протекают кризисы между отдельными эпохами в психическом развитии: кризис трех лет, кризис подросткового возраста.
Глава 8 Теории психических свойств и образований
В контексте отечественного деятельностного подхода к объяснению психических явлений психические свойства (темперамент, характер, способности) рассматриваются как устойчивые параметры и качественные особенности протекания психических процессов в разных ситуациях, которые складываются: а) из устойчивых форм ориентировки в определенном диапазоне ситуаций; б) устойчивых форм переживания и оценивания ситуаций; в) устойчивых форм организации поведения в различных ситуациях.
Осуществляя феноменологический описательный анализ психики, к личностной сфере человека обычно относят такие психические свойства, как темперамент, характер, способности. При этом следует помнить, что темперамент нельзя считать свойством личности на том основании, что он по определению не выступает результатом включения субъекта в систему социальных отношений, а преимущественно является результатом динамических, функционально-физиологических особенностей реализации высшей нервной деятельности.