Когнитивная теория сознания

1. В зависимости от содержания опыта долговременная память человека включает:

• процедурную память, обеспечивающую автоматизирован­ные и неосознанные формы репрезентации (воспроизве­дения) разнообразных действий;

• категориальную (семантическую) память, обеспечиваю­щую знаково-символическую репрезентацию универсаль­ных внутрипонятийных и межпонятийных структур, со­ставляющих опыт человека и человечества;

• эпизодическую (событийную, схемную) память, обеспечивающую репрезентацию датированных по времени эпизо­дов и событий индивидуального жизненного опыта: схемы сцен и ситуаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).

2. В соответствии с таким делением у человека можно вы­делить три разновидности сознания, каждой из которых со­ответствует три основных типа репрезентаций:

20*

• аноэтичное сознание, которому соответствует процедур­ная память: не выходит за пределы текущей ситуации, по­зволяет фиксировать признаки окружения и реагировать своим поведением на конкретную обстановку («незнаю­щее» сознание);

• поэтичное сознание, которому соответствует семантиче­ская память: символический тип сознания, опираясь на который человек может осознавать объекты и события, а также их взаимосвязи при отсутствии этих объектов и со­бытий («знающее» сознание);

• автоноэтичное сознание, которому соответствует эпизоди­ческая память: обеспечивает запоминание лично пережи­ваемых событий («знающее о себе» сознание).

Система объяснительных принципов, которая заложена в основу этой теории, на наш взгляд, не имеет большого объяс­нительного потенциала и не позволяет объединить с позиций единого способа объяснения имеющиеся сегодня в психоло­гии и психолингвистике данные о функциональной организа­ции психики, с которой чаще всего связывают сознательный опыт человека.

Вместе с тем в отечественной психологии существует два взаимосвязанных и взаимодополнительных теоретических подхода, которые позволяют дать более конкретную и раз­вернутую интерпретацию формирования и развития функ­ционально-структурной организации сознания у человека - это культурно-исторический подход Л. С. Выготского и деятельностный подход А. Н. Леонтьева к объяснению психиче­ских явлений.

Несмотря на множество ссылок и постоянное цитирова­ние в научной и популярной литературе по психологии, трудно найти четкую формулировку системы объяснитель­ных оснований и принципов, на которую опираются авторы указанных теорий при объяснении феноменов человеческо­го сознания.

Оба подхода центральную роль в развитии сознания отво­дят включению в деятельность человека языка и других зна-

ково-символических средств. При этом используемый в ре­чевой деятельности язык рассматривается как особая систе­ма внешних средств, способами использования которых человек должен овладеть в течение жизни.

В теоретическом подходе Л. С. Выготского присутствует ряд гипотез, которые позволяют дать функциональное объя­снение возникновению и развитию сознательного уровня психической ориентировки человека в окружающем мире. Эти гипотезы могут быть представлены как единая система объяснительных принципов:

1. В онтогенезе человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное раз­витие человека заключается в формировании в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ).

2. Формирование ВПФ необходимо предполагает овладе­ние орудийными и знаковыми средствами, которые обеспе­чивают изменение структуры деятельности и психики чело­века.

3. ВПФ производны от внешних форм общения и деятель­ности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделен­ной с другими людьми деятельности и общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними - интериоризируются. Процесс интериоризации включает:

• переход от совместных с другими людьми действий к само­стоятельным, индивидуальным способам их реализации;

• переход от внешних, материальных, форм действий к внут­ренним, идеальным, действиям над значениями, которые фиксируются в знаково-символических средствах: а) от действий с предметами к действиям над значениями (пред­ставлениями, обобщениями) с опорой на внешние матери­альные знаки и символы; б) от действий над значениями с опорой на внешние материальные знаки и символы к внут­ренним действиям над значениями с опорой на внутрен­ние способы использования знаков и символов.

5. Знак имеет две важнейшие характеристики: а) обозна­чает объективно существующие предметы и явления - это предметная отнесенность знака; б) актуализирует фиксиро­ванные в сознании людей сходные представления, обобще­ния, понятия - это значение.

• Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых может участ­вовать множество психических функций.

• Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации включаются в одну структурную систему с символически представленными элементами будущего.

• Структура значений (обобщений), опосредствованных знаково-символическими средствами, развиваясь и совер­шенствуясь в онтогенезе, обеспечивает формирование и совершенствование сознательного уровня психической ориентировки человека.

4. Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, че­рез замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями с их последующей интериоризацией.

• Слова (знаки) замещают предметные характеристики яв­лений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что позволяет выполнять действия над значениями во внут­реннем плане сознания.

• Сознание - это динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллекту­альных процессов.

Изложенные объяснительные принципы позволяют сде­лать вывод, что Л. С. Выготский уже в 30-х гг. XX в. сформу­лировал психолингвистическую функционально-генетиче­скую теорию сознания человека, которая в силу политиче­ских и идеологических обстоятельств на протяжении 40 лет оставалась за пределами широких дискуссий и теоретиче­ского анализа в отечественной и мировой психологии (Грэхэм, 1991; Верч, 1996).

Еще один шаг к конкретизации функционально-струк­турных составляющих сознания человека был сделан в 40-х гг. XX в. А. Н. Леонтьевым. Выдвинутая им система объяснительных принципов, развивающая и дополняю­щая теорию Л. С. Выготского, кратко может быть сформу­лирована как «теория формирования сознания в человече­ской деятельности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: