Основной целью реабилитационной службы является ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних и разносторонняя помощь детям группы риска.
Задачи реабилитационной службы:
- выявление причин деформаций в развитии детей и подростков;
- поиск средств и способов их устранения;
- оптимизация условий жизни, воспитания и обучения;
- построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию нормальной личности;
- своевременное выявление детей и подростков группы риска;
- оздоровление их внутреннего мира, преодоление психологического кризиса;
- оказание разносторонней помощи нуждающимся через реализацию специальных реабилитационных, коррекционно-развивающих программ.
Принципы реабилитации:
- учет региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуаций в регионе - это знание характеристики детских контингентов, структуры учреждений, кадровой ситуации с целью организации единого реабилитационного пространства;
- партнерство - (социальный педагог, врач, психолог - ребенок) состоит в опосредовании всех психолого-педагогических и лечебно-реабилитационных мероприятий через личность ребенка;
- разносторонность реабилитационных мероприятий – то есть комплекс мероприятий по реализации реабилитационной программы. Различают следующие сферы реабилитации: семейную, общественную, образовательную и др. Поэтому необходимо взаимодействие в реабилитационной программе разных специалистов (психологи, врачи и др);
- единство биологических, психосоциальных и педагогических методов – то есть личности ребенка понимается разнопланового с учетом ее психологических, физиологических и патофизиологических свойств;
- ступенчатость - предполагает постепенный переход от одного реабилитационного мероприятия к другому в связи с основными потребностями на текущий момент, в соответствии с возрастом, состоянием организма и психосоциальными особенностями личности;
- индивидуально-личностный, гуманистический подход - определяет адресный и щадящий характер помощи и предполагает учет не только зоны актуального, но и зоны ближайшего развития ребенка, ориентацию в работе с ним на общечеловеческие ценности.
Приоритетами в создании реабилитационной службы являются:
1) охрана и защита прав, интересов и здоровья ребенка;
2) ранняя профилактика и коррекция девиаций развития;
3) общая гуманизация отношения к детям группы риска;
4) гуманизация педагогического процесса в учреждениях образования и семейного воспитания.
Объекты и субъекты реабилитации:
1. Социально и педагогически запущенные дети и подростки.
Это группа риска, трудновоспитуемость и труднообучаемость которых обусловлена психолого-педагогическими причинами. Основными признаками запущенности можно считать недостатки ведущей деятельности (игра, учение), отклонения в поведении, трудности социальной адаптации. При отсутствии аномалий наблюдаются дисгармонии развития; как правило, нарушена «Я-концепция», система самосознания личности ребенка.
Так как эти дети и подростки не являются полноценными субъектами деятельности и отвержены в школьной и семейной среде, основную помощь им могут оказать педагоги, психологи и родители выступая субъектами реабилитации.
2. Несовершеннолетние правонарушители, дезадаптированные подростки с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети-сироты.
Им нужна помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, нравственными нормами и ценностями, социальная поддержка.
Субъект реабилитации - социальный педагог, способный осуществлять перечисленные функции и оказывать психологическую помощь отвергаемым в формальных коллективах детям и подросткам.
3. Дети с нарушениями психосоматического и нервно-психического здоровья и функциональными отклонениями:
а) хронические соматические заболевания;
б) функциональные нарушения;
в) нервно-психические заболевания;
г) умственная отсталость;
д) инвалидность.
Эти дети нуждаются в медицинской и психологической реабилитации, субъектами - выступают врачи и психологи, либо в комплексной реабилитации в условиях взаимодействия врачей, педагогов, психологов и социальных работников.
Характер реабилитационной помощи заключается в переходе от:
- запаздывающей помощи к профилактической;
- карающей помощи к помощи, щадящей личность;
- эпизодической и случайной помощи к гарантированной и комплексной;
- анонимной помощи к личностно-ориентированной;
- изоляции реабилитантов к работе с ними в условиях включенности в социальную среду.
Таким образом, реабилитационная служба системы образования может эффективно функционировать только на основе принятия этих позиций во всех учреждениях, всеми специалистами, обеспечивающими единый концептуальный подход в реабилитационной деятельности. Реализация целей, задач и принципов реабилитации, рассмотренных выше, может стать одним из критериев ее эффективности.