Международная торговля – система международных товарно-денежных отношений,,складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Факторы производства делятся на:
- основные – факторы, которые достались стране от природы или являются результатом длительного исторического развития. Характеризуются низкой обильностью;
- развитые – факторы, которые приобретены страной в результате интенсивных поисков и капиталовложений. Обладают высокой мобильностью;
- общие – факторы, которые можно применять в различных отраслях для создания разнообразной продукции;
- специальные – которые можно применять либо в одной отрасли, либо для создания одной, очень узкой группы продукта. Они обладают низкой мобильностью.
Обеспеченность страны:
- основными и общими факторами производства создает незначительное и нестойкое преимущество;
- развитыми и специальными факторами производства гарантирует ей лидирующее положение на рынке.
Теория абсолютного преимущества – в каждой стране есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны.
|
|
Теория сравнительного преимущества – страна должна экспортировать те товары, в производстве и предоставлении которых она обладает относительно более высокой производительностью.
Теория Хекшера – Олина – страны экспортируют товары интенсивного использования избыточных факторов производства и импортируют товары интенсивного использования дефицитных для них факторов.
Парадокс Леонтьева – наблюдение, не подтвердившее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли США за 1947 г. Он выявил, что трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные страны – трудоемкую продукцию.
Условия торговли – определяются отношением экспортных цен к импортным ценам.
Теорема Столпера-Самуэльсона – в долгосрочном периоде развитие внешней торговли приводит к увеличению доходов владельцев того фактора производства, который интенсивно используется в экспортных отраслях, и к падению доходов фактора производства, который интенсивно используется в отраслях, конкурирующих с импортом.
Теорема Рыбчинского – растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно.
Теория технологического разрыва М.Познера - те фирмы, которые выпускают новые товары с использованием уникальных технологий, придерживаются стратегии выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что никто кроме них пока выпускать не может, но на эту продукцию существует спрос.
|
|
Теория эффекта масштаба П.Кругмана и К.Ланкастера – при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, так как возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
- фискальную, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
- протекционистскую, которая относится к импортным пошлинам и связана с защитой национальных производителей;
- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенный тариф – совокупность ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. В основу ставок кладется таможенная стоимость, то есть стоимость аналогичных товаров.
Причины чистых потерь от введения тарифа:
- потребители сокращают потребление из-за повышения цены на товар;
- рост отечественного производства идет с большими затратами, чем затраты на товар, произведенный за границей, так как растут издержки перераспределения ресурсов.
Фактический уровень таможенной защиты (Те) может быть определен по следующей формуле:
,
Те – номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;
Тim – номинальный уровень таможенной пошлины на компоненты материальных затрат;
– доля стоимости импортных компонентов материальных затрат в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа.
Квотирование - ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны за определенный период. Квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Негативное воздействие квот:
- ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики;
- распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах и подвержено неэффективным административным решениям.
Экспортная субсидия – это финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке и форсировать тем самым экспорт.
Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, предполагающий продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня, по цене, ниже, чем на внутреннем рынке.
Причины демпинга:
- различия в эластичности спроса на товар в разных странах. Спрос внутри страны менее эластичен по цене, чем за рубежом;
- следствие государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию;
- условия несовершенной конкуренции, позволяющие производителю устанавливать и диктовать цены;
- способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам от внешнего.
Картельные соглашения – монополистические объединения экспортеров, которые контролируют сбыт продукции обеспечивая необходимые для этого объемы производства. Такие соглашения создаются на рынках с низкой эластичностью спроса по цене. Как правило, это рынки сырья.
Торговое эмбарго - запрет государством ввоза в страну или вывоза товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам.