Основные термины и понятия. Международная торговля–система международных товарно-денежных отношений, ,складывающаяся из внешней торговли всех стран мира

Международная торговля система международных товарно-денежных отношений,,складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Факторы производства делятся на:

- основные – факторы, которые достались стране от природы или являются результатом длительного исторического развития. Характеризуются низкой обильностью;

- развитые – факторы, которые приобретены страной в результате интенсивных поисков и капиталовложений. Обладают высокой мобильностью;

- общие – факторы, которые можно применять в различных отраслях для создания разнообразной продукции;

- специальные – которые можно применять либо в одной отрасли, либо для создания одной, очень узкой группы продукта. Они обладают низкой мобильностью.

Обеспеченность страны:

- основными и общими факторами производства создает незначительное и нестойкое преимущество;

- развитыми и специальными факторами производства гарантирует ей лидирующее положение на рынке.

Теория абсолютного преимущества – в каждой стране есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны.

Теория сравнительного преимущества – страна должна экспортировать те товары, в производстве и предоставлении которых она обладает относительно более высокой производительностью.

Теория Хекшера – Олина – страны экспортируют товары интенсивного использования избыточных факторов производства и импортируют товары интенсивного использования дефицитных для них факторов.

Парадокс Леонтьева – наблюдение, не подтвердившее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли США за 1947 г. Он выявил, что трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные страны – трудоемкую продукцию.

Условия торговли – определяются отношением экспортных цен к импортным ценам.

Теорема Столпера-Самуэльсона – в долгосрочном периоде развитие внешней торговли приводит к увеличению доходов владельцев того фактора производства, который интенсивно используется в экспортных отраслях, и к падению доходов фактора производства, который интенсивно используется в отраслях, конкурирующих с импортом.

Теорема Рыбчинского растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Теория технологического разрыва М.Познера - те фирмы, которые выпускают новые товары с использованием уникальных технологий, придерживаются стратегии выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что никто кроме них пока выпускать не может, но на эту продукцию существует спрос.

Теория эффекта масштаба П.Кругмана и К.Ланкастера – при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, так как возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- фискальную, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую, которая относится к импортным пошлинам и связана с защитой национальных производителей;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенный тариф – совокупность ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. В основу ставок кладется таможенная стоимость, то есть стоимость аналогичных товаров.

Причины чистых потерь от введения тарифа:

- потребители сокращают потребление из-за повышения цены на товар;

- рост отечественного производства идет с большими затратами, чем затраты на товар, произведенный за границей, так как растут издержки перераспределения ресурсов.

Фактический уровень таможенной защиты (Те) может быть определен по следующей формуле:

,

Те – номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;

Тim – номинальный уровень таможенной пошлины на компоненты материальных затрат;

– доля стоимости импортных компонентов материальных затрат в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа.

Квотирование - ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны за определенный период. Квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Негативное воздействие квот:

- ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики;

- распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах и подвержено неэффективным административным решениям.

Экспортная субсидия – это финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке и форсировать тем самым экспорт.

Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, предполагающий продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня, по цене, ниже, чем на внутреннем рынке.

Причины демпинга:

- различия в эластичности спроса на товар в разных странах. Спрос внутри страны менее эластичен по цене, чем за рубежом;

- следствие государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию;

- условия несовершенной конкуренции, позволяющие производителю устанавливать и диктовать цены;

- способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам от внешнего.

Картельные соглашениямонополистические объединения экспортеров, которые контролируют сбыт продукции обеспечивая необходимые для этого объемы производства. Такие соглашения создаются на рынках с низкой эластичностью спроса по цене. Как правило, это рынки сырья.

Торговое эмбарго - запрет государством ввоза в страну или вывоза товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам.





Подборка статей по вашей теме: