Основные термины и понятия. Международная торговля–система международных товарно-денежных отношений, ,складывающаяся из внешней торговли всех стран мира

Международная торговля система международных товарно-денежных отношений,,складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Факторы производства делятся на:

- основные – факторы, которые достались стране от природы или являются результатом длительного исторического развития. Характеризуются низкой обильностью;

- развитые – факторы, которые приобретены страной в результате интенсивных поисков и капиталовложений. Обладают высокой мобильностью;

- общие – факторы, которые можно применять в различных отраслях для создания разнообразной продукции;

- специальные – которые можно применять либо в одной отрасли, либо для создания одной, очень узкой группы продукта. Они обладают низкой мобильностью.

Обеспеченность страны:

- основными и общими факторами производства создает незначительное и нестойкое преимущество;

- развитыми и специальными факторами производства гарантирует ей лидирующее положение на рынке.

Теория абсолютного преимущества – в каждой стране есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны.

Теория сравнительного преимущества – страна должна экспортировать те товары, в производстве и предоставлении которых она обладает относительно более высокой производительностью.

Теория Хекшера – Олина – страны экспортируют товары интенсивного использования избыточных факторов производства и импортируют товары интенсивного использования дефицитных для них факторов.

Парадокс Леонтьева – наблюдение, не подтвердившее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли США за 1947 г. Он выявил, что трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные страны – трудоемкую продукцию.

Условия торговли – определяются отношением экспортных цен к импортным ценам.

Теорема Столпера-Самуэльсона – в долгосрочном периоде развитие внешней торговли приводит к увеличению доходов владельцев того фактора производства, который интенсивно используется в экспортных отраслях, и к падению доходов фактора производства, который интенсивно используется в отраслях, конкурирующих с импортом.

Теорема Рыбчинского – растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Теория технологического разрыва М.Познера - те фирмы, которые выпускают новые товары с использованием уникальных технологий, придерживаются стратегии выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что никто кроме них пока выпускать не может, но на эту продукцию существует спрос.

Теория эффекта масштаба П.Кругмана и К.Ланкастера – при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, так как возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- фискальную, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую, которая относится к импортным пошлинам и связана с защитой национальных производителей;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенный тариф – совокупность ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. В основу ставок кладется таможенная стоимость, то есть стоимость аналогичных товаров.

Причины чистых потерь от введения тарифа:

- потребители сокращают потребление из-за повышения цены на товар;

- рост отечественного производства идет с большими затратами, чем затраты на товар, произведенный за границей, так как растут издержки перераспределения ресурсов.

Фактический уровень таможенной защиты (Те) может быть определен по следующей формуле:

,

Те – номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;

Тim – номинальный уровень таможенной пошлины на компоненты материальных затрат;

– доля стоимости импортных компонентов материальных затрат в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа.

Квотирование - ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны за определенный период. Квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Негативное воздействие квот:

- ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики;

- распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах и подвержено неэффективным административным решениям.

Экспортная субсидия – это финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке и форсировать тем самым экспорт.

Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, предполагающий продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня, по цене, ниже, чем на внутреннем рынке.

Причины демпинга:

- различия в эластичности спроса на товар в разных странах. Спрос внутри страны менее эластичен по цене, чем за рубежом;

- следствие государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию;

- условия несовершенной конкуренции, позволяющие производителю устанавливать и диктовать цены;

- способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам от внешнего.

Картельные соглашения – монополистические объединения экспортеров, которые контролируют сбыт продукции обеспечивая необходимые для этого объемы производства. Такие соглашения создаются на рынках с низкой эластичностью спроса по цене. Как правило, это рынки сырья.

Торговое эмбарго - запрет государством ввоза в страну или вывоза товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: