Развивающиеся страны – страны, заметно отстающие в уровне социально-экономического развития от индустриально развитых государств. Понятие довольно условно, поскольку четкие критерии отнесения тех или иных стран к этой категории (в том числе и в документах ООН) до сих пор не разработаны.
Признаки объединения развивающихся государств в особую группу:
─ это бывшие колониальные страны, зависимые от Запада;
─ экономическая система этих стран характеризуется крайней неустойчивостью;
─ они существенно зависят от экономики развитых стран;
─ экономика является многоукладной с различными формами собственности;
─ высокие темпы роста населения;
─ специализация на сырьевых товарах, поставляемых на мировой рынок;
─ сильная зависимость от притока иностранного капитала.
В зависимости от уровня экономического развития периферийные страны делятся на четыре подгруппы:
§ страны с высокими доходами на душу населения;
§ страны с показателями ВНД на душу населения выше среднего;
|
|
§ страны с доходами ниже среднего;
§ страны с низким уровнем дохода или бедные страны.
Для конкретного анализа развивающиеся страны можно разделить на следующие подгруппы:
· страны-экспортеры энергоресурсов с активным платежным балансом. Это Ирак, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия;
· страны-чистые экспортеры энергоресурсов, но с постоянным пассивным платежным балансом. Это такие страны как Алжир, Боливия, Венесуэла, Габон, Египет, Камерун, Конго, Нигерия, Перу и др;
· новые индустриальные страны. Это страны, добившиеся высоких темпов роста.;
· страны так называемого четвертого мира. Это наиболее отсталые государства (их около 60).
Модель импортозамещающей индустриализации - предполагает рост промышленности под защитой высоких тарифов на импорт. Модель позволяет за счет освоения внутренних ресурсов развивать национальное предпринимательство.
Недостатки модели импортозамещающей индустриализации:
─ рост производства товаров народного потребления вызвал необходимость роста импорта средств производства и зависимость РС от развитых стран усилилась; выросли займы и задолженности;
─ низкий платежеспособный спрос не позволял загрузить созданные производственные мощности;
─ выручка от экспорта не поспевала за ростом потребностей в импорте;
─ потребность развитых стран в сырье, сельхозпродукции, поставляемой РС, снижается из-за вытеснения природного сырья синтетическим;
─ предприятия, создаваемы в РС, часто были малоэффективны, и шел выпуск продукции низкого качества;
─ недостаточная интегрированность в МХ сделала РС уязвимым в периоды сырьевых кризисов;
|
|
─ непомерное, зачастую некорректное вмешательство государства в экономические процессы, бюрократические препоны, тяга к перераспределению ресурсов;
─ государство поддерживало убыточные государственные предприятия за счет бюджетных средств;
─ рост малоэффективного административно-управленческого аппарата;
─ нехватка иностранной валюты и большой внутренний долг вызвали необходимость сокращения импорта, поэтому выросла недогрузка производственных мощностей, увеличилась безработица и инфляция.
Модель экспортоориентированной индустриализации – страны, не имея богатых природных ресурсов, делают ставку на экспорт готовой продукции в близлежащие страны. При этом используется дешевая рабочая сила
Индустриализация как локомотив развития развивающихся стран ведет к:
§ созданию материальных предпосылок для специализации и кооперирования различных видов производства;
§ быстрому повышению уровня экономического развития;
§ не вызывает резких социальных сдвигов, что дает возможность перехода к рыночным отношениям сначала в самом сельском хозяйстве.
Особенности индустриализации:
─ более быстрый переход от одного технико-технологического этапа к другому;
─ развитые страны часть своей промышленности стали переносить в РС;
более высокие по сравнению с развитыми странами темпы промышленного производства. С 1951 по 2000 г. производство промышленной продукции выросло более чем в 16 раз.
Основные направления экономической политики развивающихся стран в 1960-1970-е годы:
· ускорение экономического роста;
· укрепление национального предпринимательства;
· новый международный экономически порядок;
· тенденция к региональной интеграции.
Основные направления экономической стратегии стран в 1980-2000-е годы:
─ меры структурной перестройки, предполагающие либерализацию торгового режима, перестройку налогообложения в целях содействия эффективности производства, увеличение сбережений, либерализацию ценообразования, улучшение управления государственными предприятиями;
─ стабилизация, нацеленная на сокращение инфляции.
Итоги развития РС за 100 лет (с 1886 по 2000г.):
· подушевой ВВП в РС относительно развитых стран не изменился;
· ускорение экономического роста РС усилило неравномерность их развития.
Основные направления экономической стратегии стран в 1980-2000-е годы:
─ меры структурной перестройки, предполагающие либерализацию торгового режима, перестройку налогообложения в целях содействия эффективности производства, увеличение сбережений, либерализацию ценообразования, улучшение управления государственными предприятиями;
─ стабилизация, нацеленная на сокращение инфляции.
Пути включения новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии в международные промышленные комплексы:
─ формирование крупных многопрофильных производств при поддержке государства, нацеленных на экспорт (Южная Корея);
─ всемирное развитие конкуренции на внутреннем рынке, побуждающее предприятие производить на экспорт (Тайвань).