Р. Декарт(1596 – 1650) рационалистическая теория чувств (страстей)

Страсти – восприятия или ощущения, или душевные движения, которые относят в особенности к ней и которые вызываются, поддерживаются или усиливаются некоторыми движениями духов.

Физиологические изменения в организме в ответ на душевное движение(краска на лице, слезы вслед…).

Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. Остальные – составлены из первичных. Например, любовь – волнение души, вызванное движением духов, которое побуждает душу по доброй воле связать себя с предметами, которые кажутся ей близкими. Ненависть – … – отделиться от вредного.

Назначение страстей. «Желать то, что природа преподносит нам как полезное, и не менять своего желания». Так чувство страха вызывает желание бежать, а чувство отваги – желание бороться.

Причины страстей:

- Воздействие т.н. духов на железу в мозге

- Предметы, действующие на чувства

Страсти души могут иметь причиной душу или тело (зависят или не зависят от нервов). Зависят от нервов восприятия к внешним предметам (вызывают в мозгу ощущения, относимые к самим предметам), к телу (голод, жажда, боль, тепло), к душе (радость, гнев). Страсти в узком смысле – только восприятия к душе

Страсти не могут быть вызваны усилием воли и от них нельзя освободиться с помощью воли, только косвенно, представляя вещи, связанные со страстями или исключающие нежелательные страсти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: