Б. Спиноза

Аффекты ненависти, гнева, зависти и т.д. вытекают из могущества природы, как и все остальные вещи они имеют свойства и причины возникновения. Спиноза рассматривал все пороки и глупости «геомерическим путём», пытаясь ввести строгие доказательства (теоремы Спинозы).

Эмоции называл аффектами. Это состояние тела, которое увеличивает или уменьшает способность тела к действию, благоприятствует ей или ограничивает её, а вместе с тем и идеи этих состояний.

Воля – стремление одной души прибывать в своём существовании в продолжении неопределеного времени и сознание этого стремления Влечение – когда это стремление относится и к душе и к телу. Желание – влечение с осознанием его.

Три типа аффектов: удовольствие, неудовольствие и желание. Удовольствие (радость) – такое пассивное состояние, через которое душа переходит к большему совершенству. Неудовольствие (печаль) – такое пассивное состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству. Желание – влечение с осознанием его.

Все остальные аффекты определяются через три базовых. Приятность (весёлость) – аффект удовольствия, относящийся и к душе и к телу. Боль или меланхолия – такой же аффект неудовольствия. Любовь – удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины. Ненависть – неудовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины.

Если душа подвергалась сразу двум аффектам, то впоследствии, подвергаясь одному из них, душа будет подвергаться и другому.

Явление генерализации: вещь, имеющая сходство с объектом, вызывающим удовольствие или неудовольствие, мы будем любить или ненавидеть соответственно. Амбивалентность аффектов: когда мы чувствуем к какой-либо вещи неудовольствие, а эта вещь сходна с той, к которой мы чувствуем удовольствие, то мы будем и любить и ненавидеть её. Человека, который причиняет удовольствие предмету, нам подобному, мы будем любить.

Свойство подражания аффектов: если предмет, к которому мы не питали никакого аффекта, подвергается этому аффекту, мы подвергаемся такому же аффекту.

Если предмет любви получил удовольствие/неудовольствие, то человек будет испытывать удовольствие/неудовольствие. Того, кто причиняет любимому предмету удовольствие, будем любить, а того, кто причиняет неудовольствие, мы будем ненавидеть.

Аффект, причина которого находится перед нами, сильнее, чем аффект, причина которого воображаема. Аффект сильнее к необходимой вещи, чем к вещи возможной.

Согласованность аффекта и разума. Разум не требует ничего противного природе, стремится сохранить существование человека. Поэтому необходимо, чтобы душа и тело сосуществовали вместе. Следовательно, люди, управляемые разумом, справедливы, честны и умны. Разум осуществляет стремление к познанию.

Как только аффект осознаётся, он перестаёт быть аффектом.

Аффекты, которые возникают из разума сильнее, чем аффекты воображаемые.

До тех пор, пока мы не подвержены аффекту, мы сохраняем способность тела соответствовать требованиям разума.

Укрощение аффекта: - познание аффекта, - отделение аффекта от причины, - количество причин аффекта, - порядок связи аффектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: