Это оппозиционная теория к
· Позитивистскому подходу (основанному на постулировании роли фактов),
· Теории эмоций Джемса-Ланге.
Философский базис – феноменология Э. Гуссерля. Суть феноменологии вообще – перейти от изучения фактов к изучению сущностей, которые раскрываются в значении.
Эмоция существует в той мере, в которой она что-либо означает, существует в мире, значит для психической жизни субъекта.
Эмоция – это особый род поведения в ситуации конфликта. Суть конфликта: привычные способы действия не приводят к результату. Индивид, лишенный средств взаимодействия со средой не в силах принять ситуацию.
Эмоциональное сознание всегда направлено на объект окружающего мира, на объектную ситуацию. Эмоции объектны (или, в терминологии А.Н. Леонтьева, – предметны), эмоция сохраняется, пока предмет сохраняет значимость. Т.о. предмет (объект) питает эмоцию.
Значение эмоций коренится в сознании, носит функциональный характер: эмоция – ирреальное преобразование мира, меняющее себя и, как следствие, относящиеся к миру.
|
|
Виды эмоциональных состояний:
1. Конструирование «магии мира»
2. «Впадение» сознания в магическое.
Эмоциональное сознание есть с самого начала сознание мира. Страх темноты ночью – страх мира.
Эмоция есть некоторый способ понимания мира.
Эмоция - это превращение мира. Помогает изменить мир, т. е. пережить его, как если бы отношения вещей к их потенциальным свойствам регулировались не детерминистскими процессами, а магией.
Эмоциональное поведение не является эффективным. Оно стремится посредством самого себя сообщить объекту, не меняя его в его реальной структуре, другое качество, формируя свое отношение.
Речь идет в конце концов о том, чтобы сделать из мира аффективно нейтральную реальность, систему, пребывающую в полном аффективном равновесии, разрядить объекты с сильным аффективным зарядом, привести их все к аффективному нулю.